Форум п.Коноша
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Like/Tweet/+1
Поиск
 
 

Результаты :
 


Rechercher Расширенный поиск

Последние темы
Партнеры
Создать форум

Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")

+7
solowjew
svk
Nord_RU
Олег
Admin
Виктор
ua1osm
Участников: 11

Страница 10 из 24 Предыдущий  1 ... 6 ... 9, 10, 11 ... 17 ... 24  Следующий

Перейти вниз

Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера") - Страница 10 Empty Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")

Сообщение автор ua1osm Чт Фев 05, 2009 2:02 am

Спасибо!
ua1osm
ua1osm
почётный житель
почётный житель

Количество сообщений : 706
Возраст : 74
Географическое положение : Архангельск
Очки : 569
Репутация : 1
Дата регистрации : 2008-08-17

http://ua1osm.blogspot.nl

Вернуться к началу Перейти вниз

Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера") - Страница 10 Empty Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")

Сообщение автор Олег Чт Фев 05, 2009 2:58 am

У нас определились три основные версии происхождения названия "Коноша":
1. Старославянский язык;
2. Санскрит;
3. Язык луговых Черемисов.
Предлагаю определить перечень названий рек, озер, болот, урочищ, населенных мест, лежащих вблизи от Коноши и попытаться дать им толкования на основе каждой из версий.
Если нет возражений - я разрабатываю черемискую версию.
Олег
Олег
почётный житель
почётный житель

Количество сообщений : 568
Возраст : 53
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08

Вернуться к началу Перейти вниз

Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера") - Страница 10 Empty Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")

Сообщение автор ua1osm Чт Фев 05, 2009 3:29 am

У меня возражений нет. С Глотовым и Кремлевым-Кремневым там понятно. А тут полная неизвестность.
ua1osm
ua1osm
почётный житель
почётный житель

Количество сообщений : 706
Возраст : 74
Географическое положение : Архангельск
Очки : 569
Репутация : 1
Дата регистрации : 2008-08-17

http://ua1osm.blogspot.nl

Вернуться к началу Перейти вниз

Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера") - Страница 10 Empty Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")

Сообщение автор Nord_RU Чт Фев 05, 2009 7:39 am

Цитата с одного сайта, где также пытаются докопаться до истины:
В начале ХХ века выдающийся индийский ученый Б.Г.Тилак доказал, что прародина индоевропейцев находилась в древности (8-6 тыс. лет до н.э.) в Арктике.

Судя по всему, здесь следовало искать и священные северные горы арьев.

Но где же конкретно они находятся, и не миф ли все это? Такой вопрос задавали себе ученые не одно десятилетие. Одни считали, что это Уральские горы, другие помещали их на Кавказ, а третьи связывали с отрогами Памира и Тянь-Шаня. Но если ни певцы Вед, ни создатели Авесты, ни античные авторы не ошибались, и за горами Меру и Хара (Гиперборейскими) должен был находиться холодный Северный океан или Молочное (Белое) море, то за 4-5 тысячелетий они никуда не делись. Остается только одно - внимательно посмотреть на карту нашей Родины. И тогда в глаза бросятся отмеченные светло-коричневым цветом на севере европейской части России, протянувшиеся с запада на восток по 60о с.ш. возвышенности, называемые Северными Увалами. Соединяясь с Тиманским кряжем и Приполярным Уралом на востоке и горами Финляндии и Кольского полуострова на западе, именно северные Увалы создают ту дугу возвышенностей, похожую на изогнутый к югу лук, о котором рассказывали древнеарийские предания. Именно эту дугу возвышенностей поморы, жители Урала и финны называют до сих пор одним названием - Земной Пояс. Один из крупнейших геоморфологов нашего времени Ю.А.Мещеряков называл Северные Увалы "аномалией Русской равнины" и подчеркивал, что именно они являются главным водоразделом бассейнов северных и южных морей. Именно на широте Северных Увалов помещал Птолемей (2 в. н.э.) Рипейские, Гиперборейские или Алаунские горы, аналогичные священным Меру и Хара арийской древности. Он писал, что "внутри Сарматии живут алаунские скифы, они составляют ветвь сильных сарматов и называются алаунянами". Здесь имеет смысл обратиться к описанию ландшафтов Вологодской губернии, сделанному в 1890 году Н.А.Иваницким: "По южной границе губернии тянется так называемая Урало-Алаунская гряда, захватывающая уезды Усть-Сысольский, Никольский, Тотемский, Вологодский и Грязовецкий. Это не горы, а отлогие холмы или плоские возвышенности, служащие водоразделом двинской и волжской систем". Надо полагать, что вологодские крестьяне, называвшие эти возвышенности (как их отцы, деды и прадеды) Алаунскими горами, в основной своей массе Птолемея не читали и едва ли подозревали о такой древности названия своих гор. Что же такое Алаунские горы или Северные Увалы? "Словарь народных географических терминов" Э.М.Мурзаева определяет их как "крутое и высокое побережье реки, гористая гряда, сопровождающая долину". На водораздельном участке Северных Увалов, где горы как бы рассекают реки на южные и северные речные долины - это глубокие, до 80 метров и более, каньоны с крутыми отвесными берегами. Причем в 8-6 тыс. до н.э., как доказали геологи, эти каньоны были глубже на 160-200 метров, а горы, соответственно, выше. Есть здесь и сегодня роскошные леса, луга с разнотравьем, обилие дичи и птицы, золотоносные пески в руслах рек. Нас спросят: "А как же высота гор? Ведь Меру и Хара - самые высокие в мире. А тут всего - ничего, от 500 метров на Увалах до 1800 на Полярном Урале?". Но вспомним: описывая вершины Меру и Хары, древние певцы постоянно отмечали, что они покрыты лесом, изобилуют зверем и птицей, т.е. никак не могут быть очень высокими. Не стоит забывать и то обстоятельство, что низкое северное небо, специфическое положение солнца, а также то, что реки текли отсюда как на юг, так и на север (реки текут сверху вниз, а не наоборот) - все это свидетельствовало для древних наблюдателей об одном: земля к северу повышается и здесь находятся самые высокие горы земли.

Древние арийские названия горных вершин, как и названия рек, дошли до наших дней. Так, легенды Махабхараты повествуют о великом мудреце и подвижнике Нараде, жившем на севере и передававшем людям веления богов, а богам - просьбы людей. Самая высокая вершина Приполярного Урала до 1928 года носила название Нарада - и только в честь десятилетия октябрьской революции была переименована в Народную.

Согласно арийским преданиям, прапредок людей Ману, спасаясь от потопа, прикрепил свой корабль к рогу огромной рыбы и остановился на отроге горы, которая с тех пор называется "Склоном Ману". Но недалеко от горы Нарады возвышается гора Манарага и течет река Манарага. Женой Ману, по преданию, стала появившаяся из молока и масла, принесенного прапредком в жертву, женщина по имени Ила или Ида. Но рядом с рекой Манарагой течет и сегодня река Ила или Илыч.

Махабхарата повествует о том, что на севере в систему священных гор входила Кайласа - царство бога богатства Куберы. И сегодня исток реки Пинеги, притока Северной Двины, все так же называется Кайласа и течет она среди плоскогорья, которое в древности, судя по всему, называлось Кайласа.

В районе Северных Увалов можно встретить такие названия рек, гор, населенных мест как Харово, Харовская гряда, Харовка, Рипино, Рипинка, Рипа, Мандара, Мандарово. На ближайших подходах Увалов к Волге, на Костромской земле течет река Мера. В Вятской губернии еще в XIX веке был известен горный массив, называвшийся Кукарский Увал.

Махабхарата сообщает, что длина хребта Меру (или Хары) равнялась 1600 км и на западе его ограничивала местность Гандхамадана. Но если мы сегодня отложим от горы Нарады по Северным Увалам 1600 км на запад, то попадем в Карельское Заонежье, где до сих пор имеется озеро Гандамадана и гора Гандамадана. Здесь же, в районе Гандамаданы, течет река Сагаров Ручей. О сыновьях Сагары, выкопавших канал, рассказывает один из сюжетов древнеиндийского эпоса. Таких примеров можно привести множество.
Nord_RU
Nord_RU
Admin
Admin

Количество сообщений : 787
Возраст : 39
Географическое положение : СПБ
Очки : 648
Репутация : 5
Дата регистрации : 2009-01-10

Вернуться к началу Перейти вниз

Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера") - Страница 10 Empty Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")

Сообщение автор ua1osm Чт Фев 05, 2009 4:38 pm

Геологи иного мнения. Они считают, что Коношская и Няндомская гряды появились сравнительно недавно,
это моренные отложения растаявшего ледника. До ледника тут было море, находят много ракушек - даже в районе Кремлева.
А вот рельеф севернее - по линии Онега-Плесецк, действительно, из тех легенд. Возвышенности Ветреного пояса, находящиеся на очень мощной русской плите, (это самое крепкое место на планете, ее мощи хватает даже до Москвы, защищая ее от кавказских и альпийско-карпатских землетрясений), ранее, в период образования материков были очень высокими гранитными горами, возможно-первыми на планете, их высота доходила до 11 км. Естественно, в этом месте сошлись тогда две плиты и образовали одну - на четыре миллиарда лет.
Скорее всего, они простирались далеко на восток, как минимум - до Котласа и Сыктывкара, Урала тогда еще не было, и теперь по долинам, вдоль их остатков текут Северная Двина и Вычегда. Но когда были эти горы, еще не было не то что людей, но и динозавров. Поэтому в этих местах нет ни нефти, ни угля, в отличие от Урала и Зауралья. Планета тогда была еще голой, кроме вулканов, на ней ничего не было. Гранит слаборадиоактивен, и по его характеристикам легко определить возраст.
ua1osm
ua1osm
почётный житель
почётный житель

Количество сообщений : 706
Возраст : 74
Географическое положение : Архангельск
Очки : 569
Репутация : 1
Дата регистрации : 2008-08-17

http://ua1osm.blogspot.nl

Вернуться к началу Перейти вниз

Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера") - Страница 10 Empty Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")

Сообщение автор Олег Чт Фев 05, 2009 10:52 pm

Если я не ошибаюсь Nord_RU разрабатывает древнюю тему санскрита, тогда
ua1osm остается старославянская версия. Теперь остается только определиться со списком названий Коношского района с которыми будем работать. Коноша в их число должна войти в любом случае.
Реки:
1. Коноша
2. Тиноватица
3. Кубена
4. Бобровка
5. Вель
6. Вохтомица
7. Крутобережная
8. Протомоя
9. Долгая
10. Плелевица
11. Горишница
12. Сухая
13. Прелица
14. Паутиха
15. Волошка
16. Синцибина
Озера:
1. Верхнее
2. Сосновое
3. Кубенское
4. Синцибино
Поселки и деревни:
1. Коноша
2. Ширыхановский
3. Фатуново
4. Вересово
5. Кузьминская
6. Пархачевская
7. Кремлево
8. Мелентьевский
9. Ивакинская
10. Валдиевская
Итого тридцать названий. Если есть возражения по списку - давайте внесем изменения, что-то дополним, что-то уберем. Я брал названия рядом с Коношей. Здесь нет Тавреньги, Подюги и т.д.
Олег
Олег
почётный житель
почётный житель

Количество сообщений : 568
Возраст : 53
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08

Вернуться к началу Перейти вниз

Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера") - Страница 10 Empty Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")

Сообщение автор ua1osm Пт Фев 06, 2009 2:18 am

пойдет
ua1osm
ua1osm
почётный житель
почётный житель

Количество сообщений : 706
Возраст : 74
Географическое положение : Архангельск
Очки : 569
Репутация : 1
Дата регистрации : 2008-08-17

http://ua1osm.blogspot.nl

Вернуться к началу Перейти вниз

Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера") - Страница 10 Empty Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")

Сообщение автор Nord_RU Пт Фев 06, 2009 5:59 am

Сожалею, с моим соединением с интернет я могу себе позволить только короткие посещения заранее сохраненных страниц, а для поиска истины желателен безлимит, так что в данном вопросе я пас, как бы мне того не хотелось. *WALL*
Nord_RU
Nord_RU
Admin
Admin

Количество сообщений : 787
Возраст : 39
Географическое положение : СПБ
Очки : 648
Репутация : 5
Дата регистрации : 2009-01-10

Вернуться к началу Перейти вниз

Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера") - Страница 10 Empty Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")

Сообщение автор Nord_RU Пт Фев 06, 2009 6:03 am

Цитата с сайта:
"Карелия находится на подножии древних гор. И сама земля находится кажется на уровне 2000 метров над уровнем моря. Здесь всегда низкие облака. Здесь официально признано врачами кислородное голодание из-за "высокогорного" климата. Горы которые разрушились и представляют собой так называемые холмы, старше гималаев в геологическом плане, гималаи еще растут а горы Карелии, на месте которых она расположена уже разрушились. О. Валаам расположен как раз в таком месте, на подножии какой-то древней разрушившейся горы.
В п. Шуйская Чупа, это где ельцин сделал себе дачу, есть выход породы, небольшая гора, которая в 80-х годах 20го века была признана самым старым местом суши на планете земля из ныне известных науке. Т.е. самое первое место вышедшее из океана.
В белом море на скалах карельские петроглифы. Датируются 25-30 тыс. лет тому назад. включают в себя сакральные символы из йоги, вед, и изображения людей на многовеселных кораблях."
Nord_RU
Nord_RU
Admin
Admin

Количество сообщений : 787
Возраст : 39
Географическое положение : СПБ
Очки : 648
Репутация : 5
Дата регистрации : 2009-01-10

Вернуться к началу Перейти вниз

Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера") - Страница 10 Empty Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")

Сообщение автор solowjew Сб Фев 07, 2009 5:45 pm

ВОЕННО-СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
1
РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

1885 год САНКТ-ПЕТЕРБУРГ


Первоначальное появление русских в Вологодской губернии может быть отнесено к 11,12 веку. Отношение поселенцев к окружающим их диким туземцам редко бывают мирными , летописи повествуют о беспрестанных нападениях Чуди,Двинян,Вятчан и обратно – умерщвление поселенцев. Эти враждебные отношения придали воинствующий характер торговым поселениям, возникли города и городки , сильно укреплённые по тогдашнему времени. Таким образом первоначальное население нынешней Вологодской губернии заключало в себе два элемента непримиримо – враждебные между собой: городское - переселенцев и сельских жителей , совершенно диких Финнов-Язычников . которые будучи не в силах бороться с пришельцами , делались делались порабощёнными данниками их , или искали спасения среди недоступной глуши лесов и болот.
С распространением Христианства началось постепенное изменение национальности коренных жителей и переход её в Русскую. Конечно не вся масса сельского народонаселения состоит из обрусевших Зырян , в ней находится значительная , чисто русская примесь , которая колонизировала этот край под влиянием различных обстоятельств. Так например духовное сословие Вологодской губернии вышло преимущественно из Ростовского края , рабочие Строгановых выходцы со всей России ,в то время когда Иван Грозный опустошал огнём и мечом пределы бывшей Новгородской республики целые волости покидали свои родные пепелища и укрывались от гнева царского в самых отдалённых и пустынных частях Вологодской губ.
Несмотря ни на что основа народонаселения – обруселая финская.
Едва ли где-нибудь можно найти людей более счастливых, чем жители северных уездов Вологодской губ. если под счастьем понимать довольство настоящим своим положением и отсутствием всякого желания переменить его на другое.
Привязанность к старине и отвращение от всякого движения вперед составляет основу характера Вологодского поселянина. Вологодский крестьянин очень добродушен и кроток, но он очень груб в обращении, неприветлив с незнакомыми и подозрительно смотрит на него , ожидая от него чего-то недоброго. Гостеприимство здесь считается обязанностью каждого, малейшая плата принимается с величайшей благодарностью.
Честность жителей беспримерная и рассказы о ней могут показаться преувеличенными . если бы не удостоверение в их справедливости. Во многих отдалённых местах употребление замков вовсе не известно. Двери и сундуки запираются простыми засовами. Уголовные преступления в северной части Вологодской губ . очень редки , остроги пустуют ,и всего чаще забредают сюда беспашпортные бродяги издалека.
Нельзя упрекнуть жителей в лености , сама природа побуждает к тяжёлым изнурительным трудам. Все знакомые работы они переносят безропотно , потому что они не требуют новых усилий рассудка и ума, но на всякий новый вид деятельности крестьянин смотрит с отвращением, как не очевидна польза от него. Так разведение картофеля ещё встречает затруднения от предрассудков жителей. В каком бы оцепенении не находились умственные способности человека они требуют возбуждения. Это возбуждение Вологодские поселяне находят в чрезмерном употреблении вина. Пьянство здесь распространено до чрезвычайности , ему предаются не одни мужчины ,но и женщины. Вологодский крестьянин не любит переходить через различные степени пьянства , если только позволяют средства , он сразу выпивает такое количества вина , которое тот час повергнет его в совершенно бесчувственное состояние , в котором он становится совершенно безвредным.
Все топографические названия выговариваются русскими совершенно иначе ,как туземцами.
[/b]
solowjew
solowjew
гость
гость

Количество сообщений : 1
Возраст : 54
Географическое положение : Spb
Очки : 0
Репутация : 0
Дата регистрации : 2008-09-07

Вернуться к началу Перейти вниз

Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера") - Страница 10 Empty Про употребление алкогольных напитков нашими предками

Сообщение автор Олег Вс Фев 08, 2009 4:14 am

В предыдущем сообщении написано:
"В каком бы оцепенении не находились умственные способности человека они требуют возбуждения. Это возбуждение Вологодские поселяне находят в чрезмерном употреблении вина. Пьянство здесь распространено до чрезвычайности , ему предаются не одни мужчины ,но и женщины. Вологодский крестьянин не любит переходить через различные степени пьянства , если только позволяют средства , он сразу выпивает такое количества вина , которое тот час повергнет его в совершенно бесчувственное состояние , в котором он становится совершенно безвредным."

Приведу цитату с сайта:http://litkarta.karelia.ru/library.shtml

Олонецкие епархиальные ведомости. 1907. № 3. С. 75 – 79.

"Существенною принадлежностію часовенныхъ праздниковъ въ приходѣ (речь идет о Мошинском приходе Каргопольского уезда, сейчас это Няндомский район) бываетъ домашнее пиво. Пиво варятъ изъ ржаного зерна или порознь или сообща. Въ первомъ случаѣ хозяинъ угощаетъ своихъ гостей у себя на дому. Пиво же, которое варятъ вмѣстѣ цѣлыми деревнями, называется «канунъ», и для варенія его съ каждаго домохозяина собирается извѣстная доля ржи; этимъ пивомъ угощаютъ у часовни присутствующихъ. Пиво разливается и подается гостямъ въ особыхъ мѣдныхъ или жестяныхъ чашахъ, которыя называются «яндова» и рѣдко «братыня». Пиво, приготовленное сообща, называется «кануномъ», по всей вѣроятности, потому что рожь, необходимая для варенія его, собирается съ домохозяевъ заблаговременно предъ праздникомъ; или же «канунъ» есть ничто иное, какъ «братчина», которая составляла характерную особенность древне-русскаго прихода, только подъ другимъ названіемъ."

Как следует из цитаты, повального пьянства не было, пили только по праздникам, всем обществом. Эти обычаи и воспринимались городскими чиновниками как массовое злоупотребление алкоголем, что не соответствовало действительности.


Последний раз редактировалось: Олег (Вс Фев 08, 2009 4:21 am), всего редактировалось 1 раз(а)
Олег
Олег
почётный житель
почётный житель

Количество сообщений : 568
Возраст : 53
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08

Вернуться к началу Перейти вниз

Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера") - Страница 10 Empty Про Коношское лесничество

Сообщение автор Олег Вс Фев 08, 2009 4:17 am

Цитата с сайта: http://www.booksite.ru/fulltext/pam/yat/nay/akn/iga/index.htm
В районе лесничества расположены нижеследующие 5 волостей: Кремлевская с 20 селениями и 4300 жителями, Давыдовская – 27 селениями с 4850 жителями, Ембская – 38 селениями с 5320 жителями, Чушевице-Покровская волость (Вельского уезда) – 44 селен., с 6730 жителями и часть Нижеслободской с 13 селениями и с 1870 жителями. Все селения разбросаны по северной части Кадниковского уезда в беспорядке, так что трудно указать среднее расстояние их друг от друга. Господствующее население славянского племени. Предки жителей Кадниковскаго уезда были Новгородцы. Несколько веков тому назад, до прихода Новгородцев, здесь жило кочевое племя зырян и чуди. Сохранившиеся названия рек – Пасмунга, Луденга, Вожега, Яхренга и т. д. - вполне подтверждают такое предположение.
Отношения между местным населением и лесной администрацией самые мирные и дружелюбные. За 18 лет службы лесничего, не было ни одного случая серьезного столкновения с населением.
Главное занятие населения – летом хлебопашество, а зимой – лесные заработки по вырубке и вывозке казенного леса.
Цены на рабочие руки: зимою на лошадь 1 руб.–1 руб. 20 коп., и на человека 50-60 коп. в день.
Летом рабочих ни за какие деньги нанять нельзя, так как все заняты полевыми работами и местных сил не хватает даже и для обработки полей и уборки урожаев.
В лесничестве имеется 1 лесной кондуктор, который проживает в поселке Коноша, на частной квартире, там же где и лесничий.
К 1 января 1912 года в лесничестве состояло 4 объездчика и 15 лесников. Средняя площадь объезда 24.535 дес., обхода 6543 дес.
Два объездчика служат в лесничестве около 10 лет каждый и 2 объездчика новых; 3 лесника служат более 10 лет каждый, 4 лесника около 5 лет и 8 лесников более года.
Значительное количество канцелярской работы требует не только постоянного писаря, но и помощника к нему. Содержание писаря обходится 20 руб., а помощника – 15 руб. в месяц.
Средний годовой валовой доход по лесничеству за 1906–1910 г. г. составлял 31172 руб., из этого числа в кассу лесничего поступало 2266 руб. в год.
Местожительство лесничего находится в центре Глубоковской дачи, близ станции Коноша, северных железных дорог, в казенном поселке Коноша. Телеграфный адрес лесничего: Коноша.
От города Вологды до станции Коноша по железной дороге 198 ? верст (6 часов езды). От уездного гор. Кадникова по проселку до ст. Марженга 18 верст и до Коноша по железной дороге – 148 ? верст.
Самый отдаленный пункт лесничества отстоит в 155 верстах. Передвижения в дачах совершаются зимой на лошадях, летом – пешком.
В Коноше имеется Коношская почтовая станция, от коей, по Глубоковской даче, имеется почтовая дорога до Норенской почтовой станции – 22 ? версты и далее до гор. Вельска, всего 128 вер.
Держать свою лошадь лесничему не представляется целесообразным, так как она не окупит своих расходов при дороговизне на месте корма и больших цен на рабочие руки.
От местожительства лесничего до районного ревизора (г. Вологда) 198 ? верст по железной дороге, до Вельского лесничего (г. Вельск) по почтовой дороге – 128 верст и до Кадниковского лесничего (г. Кадников) 166 верст.
В Коноше, где проживает лесничий, имеется 7 арендаторов казенных участков – торговцев и приказчиков. Имеется здесь почтовое отделение и почтовая станция. Медицинского персонала в Коноше нет. Земский фельдшер (из ротных) живет в селе Кремлеве в 15 верстах от Коноши; земская лечебница с врачом находится в селе Троицко-Енальском – в 61 версте от Коноши. Там же находится и повивальная бабка. Церковь находится в селе Глубоком в 9 верстах от Коноши; там же есть и народная земская школа. Репетитора на месте найти нельзя.
Место, где проживает лесничий, лежит в заболоченной низине; с восточной стороны местность более возвышенная и сухая. Климатические условия, как вообще на всем севере, суровые: зимою мороз, доходит до –35° и летом жара до +32° +36° R. Коноша весною утопает в грязи и навозе, поэтому гигиенические условия не могут быть здесь благоприятными. Питьевая вода достается из озера, отстоящего от поселка Коноши в 1 версте. Лесничий достает воду из маленького родничка, который зимою замерзает.
Лесничий временно проживает в казенной сторожке, впредь до устройства дома под квартиру; сторожка состоит из двух изб, в коих имеется только одна хорошая, теплая, сухая и светлая комната, которая и служит лесничему и столовой, канцелярией и гостиной. Квартир удобных и теплых в поселке Коноша нет. Дома приспособлены к торговым помещениям с квартирами для приказчиков. Отопление казенной сторожки стоит 54 руб. в год.
В Коноше у местных торговцев существуют следующие цены на продукты первой необходимости:
Мука ржаная 1 мешок в 4 ? п. – 6 руб., мука крупчатка 1 сор. голубая 1 п. – 3 руб. 5 коп., мука крупчатка 2 сор. голубая 1 п. – 2 руб. 55 коп., мука крупчатка 3 сор. голубая 1 п. – 2 руб. 20 коп., крупа манная 1 п. – 4 руб., крупа пшенная и гречневая 1 п. – 2 руб. 40 коп,., мясо среднего качества 1 п. 4 руб. 80 коп., керосин 1 п. – 2 руб., масло сливочное 1 п. – 16 р.–20 руб., масло русское топленое 1 п. 16 руб., овсянка 1 п. 2 руб., рыба свежая (щука, окунь) 1 фун. – 16 коп., рябчики 1 пара – 80 коп., тетерки и глухари 1 пара – 1 руб. 20 коп., рис 1 фун. – 11 коп., сухари чайные 1 фун. – 22 к., яйца 100 шт. – 2–3 руб.
Жалованье кухарке платится 4–5 руб. в месяц; няне 1 р. 50 к. –2 руб. в месяц. Содержание 2-х прислуг (кормовые) стоит 14 р. в месяц.
Лесничий имеет 2-х коров, но содержать их, по дороговизне корма, невыгодно. Средняя стоимость хорошего сена 35 коп. за пуд и негде его взять. Кормить коров приходится не менее 7 месяцев. В конце зимы сено доходит до 50 коп. за пуд. С другой стороны, и молоко покупать невыгодно, так как оно здесь дорого – 1 ведро стоит от 1 руб. до 1 руб. 20 коп.
У лесничего земельного надела нет.
Сельским хозяйством лесничий не занимается.
В лесничестве водится много дичи, но она вся скупается по дорогой цене торговцами и отправляется в Петербург и Москву. Рыба привозится из Новгородской губернии (щука, окунь) и из Архангельска (треска, сайда).
В Коноше никаких развлечений нет. Почта из Вологды получается в тот же день; из Москвы и Петербурга через 1 ? суток. Из Вологды получается почта каждый день.
Труд по заведыванию Глубоковским лесничеством был бы значительно облегчен отделением от него самых отдаленных дач – Верхопежемской, Заозерской и «Отхожий лес по дер. Горке», находящихся в 155 верстах от главного массива лесничества. Что касается условий частной жизни, то все недочеты по проживанию в глухом поселке Коноше окупаются расположением его у железной дороги и возможностью быстрого сообщения с культурными центрами.
Олег
Олег
почётный житель
почётный житель

Количество сообщений : 568
Возраст : 53
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08

Вернуться к началу Перейти вниз

Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера") - Страница 10 Empty Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")

Сообщение автор ua1osm Вс Фев 08, 2009 4:55 am

Очень интересно! Олег, подскажи, как в эксплорере обновить кодировку - у меня дореволюционные буквы идут квадратиками...Это на XP, а в ноуте, на Висте - там уже нормально.
ua1osm
ua1osm
почётный житель
почётный житель

Количество сообщений : 706
Возраст : 74
Географическое положение : Архангельск
Очки : 569
Репутация : 1
Дата регистрации : 2008-08-17

http://ua1osm.blogspot.nl

Вернуться к началу Перейти вниз

Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера") - Страница 10 Empty Про старинные буквы

Сообщение автор Олег Вс Фев 08, 2009 6:58 pm

Я с такой проблемой не сталкивался, может спросить совета у админа?

По поводу толкования Коношских названий: оставляем все в силе или всвязи с тем, что Nord_RU отказался от участия в этом проекте, даем отбой?
Олег
Олег
почётный житель
почётный житель

Количество сообщений : 568
Возраст : 53
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08

Вернуться к началу Перейти вниз

Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера") - Страница 10 Empty Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")

Сообщение автор ua1osm Вс Фев 08, 2009 7:41 pm

Я думаю, что это дело надо продолжать, но не напрягаясь, неспешно. Когда у коллеги появится безлимитка, он сможет принимать самое активное участие! Самое главное - чтобы у читателей и участников оставался интерес.
И тогда к нам придет Сам Конин!!!
ua1osm
ua1osm
почётный житель
почётный житель

Количество сообщений : 706
Возраст : 74
Географическое положение : Архангельск
Очки : 569
Репутация : 1
Дата регистрации : 2008-08-17

http://ua1osm.blogspot.nl

Вернуться к началу Перейти вниз

Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера") - Страница 10 Empty Про языки

Сообщение автор Олег Вт Фев 10, 2009 3:26 am

Цитата с сайта: http://window.edu.ru/window/catalog?p_rid=57360

Выдержка из работы Мызникова С.А. "Русские говоры Обонежья: ареально-этимологическое исследование лексики прибалтийско-финнского происхождения".Институт лингвистических исследований РАН, 2003 год.

«По данным археологии, взаимоотношения между восточными славянами (предками современ-
ных русских,белорусов и украинцев) и прибалтийскими финнами существовали еще в первые столетия на-
шей эры,что подтверждается языковыми данными. Во всех прибалтийско-финских языках мы находим славян-
ские заимствования, в которых представлены очень древние формы славянских оригиналов». Кроме того на древние связи указывают некоторые гидронимы финно-угорского происхождения на севере Карпат. Самым весомым аргументом в системе доказательств В. Полака являются лексические соответствия (автор не решился назвать их заимствованиями из того или иного языка в силу достаточно спорной этимологии), относящиеся к «тесным контактам праславян с предками современных финно-угорских народов ». Перечень лексических соответствий насчитывает 64 лексемы, среди них: слав.dobъ ‘дуб ’—фин.tammi ;слав.jaro ‘весна ’— коми ar ,венг.nyar ‘лето ’,‘осень ’,рус.*нецензурная брань* ‘penis ’—саам.gujj ‘муж ’, манс.huj ,hoj ‘человек,самец ’,хант.ku ,kui ‘человек, самец ’;слав.voda —фин.vesi,vete-.
Археологи также по-разному указывают время начала контактов. В.В.Седов говорит о середине 1-го тыс.н.э.
как времени прихода славян в р-н озера Ильмень [Седов 1988:13 ]; Кочкуркина начало контактов относит к
I-му нач. II-го тыс.н.э.[Кочкуркина 1986:103 ]. По мнению Седова, ядро расселения Новгородчины сложилось в результате славяно-финского симбиоза [Седов 1979:75 ], а начало межэтнических контактов в зоне древнейшей славянской колонизации восходит еще к догосударственному периоду русской истории.

Выводы: 1) основное влияние на язык наших предков оказывали славяне и финно-угорские племена;
2) на карте могут присутствуют названия на разных языках, нередко обозначающих одно и тоже;
3) отдельные слова переходили из одного языка в другой (иногда теряя первоначальный смысл).
Олег
Олег
почётный житель
почётный житель

Количество сообщений : 568
Возраст : 53
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08

Вернуться к началу Перейти вниз

Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера") - Страница 10 Empty Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")

Сообщение автор ua1osm Вт Фев 10, 2009 5:59 am

Манси нас должны понимать хорошо, когда геологи и нефтяники ругаются!!!
ua1osm
ua1osm
почётный житель
почётный житель

Количество сообщений : 706
Возраст : 74
Географическое положение : Архангельск
Очки : 569
Репутация : 1
Дата регистрации : 2008-08-17

http://ua1osm.blogspot.nl

Вернуться к началу Перейти вниз

Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера") - Страница 10 Empty Раньше вместо быка приносили в жертву оленя

Сообщение автор Олег Чт Фев 12, 2009 2:19 am

цитата с сайта: http://litkarta.karelia.ru/lib/source_1039.doc
Обычай этотъ тождественъ съ обычаями и другихъ мѣстностей Каргопольскаго уѣзда; такъ напр.: убиваютъ быка въ Канакшанскомъ приходѣ (въ 140 в. къ Сѣверовостоку отъ Каргополя); убиваютъ быка на Ильинскомъ острову Мошинскаго прихода (въ 20 в. отъ Канакши) и убиваютъ барановъ въ Нименскомъ приходѣ (въ 70 в. отъ Каргополя); но здѣсь, въ Шильдѣ, есть разность въ самомъ преданіи и въ поводѣ къ установленію сего обычая. Такъ, устройство нарочитыхъ столовъ прямо указываетъ на древнее обыкновеніе у христіанъ первыхъ вѣковъ – имѣть общую трапезу послѣ литургіи. Шильдское обыкновеніе подобно обыкновенію въ Нименскомъ приходѣ, гдѣ народъ даже садится за столы; не рѣдко и щи наливаютъ. Въ Канакшѣ же и Мошѣ мясо хватаютъ прямо изъ ушатовъ и самымъ наприличнымъ образомъ, часто даже отнимая другъ у друга, а въ Канакшѣ, кромѣ того, добиваясь преимущественно костей, съ суевѣрною цѣлію (см. нам. кн. Ол. губ. 1867 г.). Далѣе, здѣсь также, какъ и въ другихъ мѣстностяхъ, существуетъ преданіе о прибѣгавшихъ нѣкогда оленяхъ и добровольно, по повелѣнію пророка, отдававшихся на жертву; но въ Шильдѣ прямо говорятъ, что поводомъ къ прекращенію сихъ появленій оленей было то, что предки «пожадничали»; тогда какъ вездѣ, въ другихъ мѣстахъ, объясняютъ это совсѣмъ иначе: «однажды долго ждали оленя – говорятъ Канакшане – не могли дождаться и убили быка; прибѣжалъ олень, посмотрѣлъ, что вмѣсто него быка убили, ушелъ и больше, послѣ того неявлялся». Наконецъ поводомъ къ существованію еще и теперь въ Шильдѣ обычая убивать быковъ въ Ильинъ день служитъ частый падежъ скота*), какъ объясняли мнѣ крестьяне; тогда какъ въ другихъ мѣстностяхъ поводомъ къ продолженію сего обычая и до сихъ поръ – опасность отъ звѣрей (въ Канакшѣ, въ Мошѣ и въ Нименскѣ). Обычай этотъ, какъ можно полагать, весьма древній и едва-ли неостатокъi языческаго обыкновенія приносить умилостивительную жертву богамъ. Можно предположить, что предки наши, принявъ крещеніе, удержали нѣкоторые изъ своихъ прежнихъ языческихъ обычаевъ, чему прямымъ доказательствомъ служатъ разнаго рода суевѣрія и подобнаго рода жертвы.

Д. чл. губ. ст. ком. В. Нименскій.
Олег
Олег
почётный житель
почётный житель

Количество сообщений : 568
Возраст : 53
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08

Вернуться к началу Перейти вниз

Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера") - Страница 10 Empty Про местный акцент

Сообщение автор Олег Чт Фев 12, 2009 2:28 am

Цитатата с сайта:http://litkarta.karelia.ru/lib/source_1113.doc
Населеніе въ Мошинскомъ приходѣ чисто-русское; языкъ, которымъ говорятъ, жители, есть вѣтвь новгородскаго нарѣчія со своими отличительными особенностями. Въ концѣ собственныхъ именъ людей и др. словъ — буквы «а» и «я» опускаются: Дуня — Дун(ь), мама — мам(ъ); буквы «ч» и «ц» употребляются одна вмѣсто другой: чай — цяй, бучень — буцень, церковь — черковь; хочется — хотце(я), выраженіе: «вѣкъ не хотце(я) со всѣмъ не хочу» употребляется постоянно: «ѣ» въ нѣкоторыхъ словахъ произносится за «и»: сѣверикъ-сиверикъ; вѣетъ — віетъ, «ть» въ окончаніяхъ глаголовъ часто опускается: идетъ — иде, дуетъ — дуе, (есть произносится «есю»). Не мало встрѣчается и мѣстныхъ словъ: «ряшокъ» — простая рабочая одежда, «бучень» — оводъ, «вырокъ» — ничто («ни толкуетъ ни нырка» — ничего не понимаетъ) и др.; отчасти встрѣчаются и корельскія слова: лемба — чертъ и др.
Олег
Олег
почётный житель
почётный житель

Количество сообщений : 568
Возраст : 53
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08

Вернуться к началу Перейти вниз

Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера") - Страница 10 Empty Канакшане, марийцы и ханты

Сообщение автор Олег Сб Фев 14, 2009 12:35 am

Цитата с сайта: http://www.kominarod.ru/finno-ugry/nations/mary/

МАР‘ИЙЦЫ, мари, марий (самоназвание - "человек", "мужчина", "муж"), черемисы (устаревшее русское название), народ в России. Численность 644 тыс. человек.

Марийцы - коренное население Республики Марий Эл (324,4 тыс. человек). Компактно живут также в Башкирии (105,7 тыс. человек), Татарии (19,5 тыс. человек), Удмуртии (9,5 тыс. человек), Нижегородской, Кировской, Свердловской и Пермской областях. Живут также в Казахстане (12 тыс.), на Украине (7 тыс.), в Узбекистане (3 тыс.). Общая численность 671 тыс. человек.

Подразделяются на 3 основные субэтнические группы: горные, луговые и восточные. Горные Марийцы населяют правобережье Волги, луговые - Ветлужско-Вятское междуречье, восточные Марийцы живут к востоку от реки Вятка, главным образом на территории Башкирии, куда переселились в 16-18 веках. Говорят на марийском языке финно-угорской группы уральской семьи. Выделяются наречия: горное, луговое, восточное и северо-западное. Письменность на основе русского алфавита. Верующие - преимущественно православные и приверженцы "марийской веры" (марла вера), сочетающие христианство с традиционными верованиями. Восточные Марийцы в основном придерживаются традиционных верований.

Ядром формировавшегося в 1-м тысячелетии нашей эры в Волго-Вятском междуречье древне-марийского этноса были финно-угорские племена. Большую роль в становлении и развитии этноса играли тесные этнокультурные связи с тюркскими народами (волжско-камскими болгарами, чувашами, татарами). Особенно заметно культурно-бытовое сходство с чувашами.

Интенсивные связи с русскими, особенно после вхождения Марийцев в состав Русского государства (1551-52), оказали значительное влияние на материальную культуру Марийцев. Массовая христианизация Марийцев в 18-19 веках повлияла на усвоение некоторых форм духовной культуры и празднично-семейных обрядов, характерных для православия и русского населения. В 1920 была создана Марийская автономная область (с 1936 - Марийская АССР). С 1992 Республика Марий Эл.

Основное традиционное занятие - пашенное земледелие. Главные полевые культуры - рожь, овёс, ячмень, просо, полба, гречиха, конопля, лён; огородные - лук, капуста, редька, морковь, хмель, картофель. Репу сеяли в поле. Подсобное значение имели разведение лошадей, крупного рогатого скота и овец, охота, лесные промыслы (заготовка и сплав леса, смолокурение и др.), бортничество (позднее пасечное пчеловодство), рыболовство. Художественные ремёсла - вышивка, резьба по дереву, ювелирное (серебряные женские украшения). Существовало отходничество на предприятия лесообрабатывающей промышленности.

Разбросанная планировка селений во 2-й половине 19 века стала сменяться уличной: стал преобладать северно-великорусский тип планировки. Жилище - срубная изба с двускатной крышей, двухраздельная (изба-сени) или трёхраздельная (изба-сени-клеть, изба-сени-изба). У русской печи часто устраивалась небольшая плита с вмазанным котлом, кухня отделялась перегородками, вдоль передней и боковой стен помещались лавки, в переднем углу - стол с деревянным стулом главы семьи, полки для икон и посуды, сбоку от входной двери - деревянная кровать или нары, над окнами - вышитые полотенца. У восточных Марийцев, особенно в Прикамье, интерьер приближался к татарскому (широкие нары у передней стены, занавеси вместо перегородок и др.).

В летнее время Марийцы переходили жить в летнюю кухню (кудо) - срубную постройку с земляным полом, без потолка, с двускатной или односкатной крышей, в которой оставлялись щели для выхода дыма. Посреди кудо размещался открытый очаг с подвесным котлом. Усадьба включала также клеть, погреб, хлев, сарай, каретник, баню. Характерны двухэтажные кладовые с галереей-балконом на втором этаже.

Традиционная одежда - рубаха туникообразного покроя, штаны, распашной летний кафтан, поясное полотенце из конопляного холста, пояс. Мужские головные уборы - войлочная шляпа с небольшими полями и шапка; для охоты, работы в лесу использовался убор типа накомарника. Обувь - лапти, кожаные сапоги, валенки. Для работ в болотистых местах к обуви прикрепляли деревянные платформы.

Для женского костюма характерны передник, поясные подвески, нагрудные, шейные, ушные украшения из бисера, раковин каури, блёсток, монет, серебряные застёжки, браслеты, кольца. Существовали 3 вида головных уборов замужних женщин: шымакш - конусовидный колпак с затылочной лопастью, надеваемый на берестяной каркас; сорока, заимствованная у русских, и шарпан - головное полотенце с очельем. Высокий женский головной убор - шурка (на берестяном каркасе, напоминающий мордовский и удмуртский уборы) вышел из употребления в 19 веке. Верхней одеждой были прямые и отрезные на сборке кафтаны из чёрного или белого сукна и шубы.

Традиционные виды одежды частично бытуют среди старшего поколения, используются в свадебной обрядности. Широко распространены модернизированные виды национальной одежды - рубаха из белой и передник из разноцветной ткани, украшенные вышивкой и лентами, тканные из разноцветных ниток пояса, кафтаны из чёрной и зелёной ткани.

Основная традиционная пища - суп с клёцками, вареники с начинкой из мяса или творога, варёная колбаса из сала или крови с крупой, вяленая колбаса из конины, слоёные блины, сырники, отварные лепёшки, печёные лепёшки. Пили пиво, пахту, крепкий медовый напиток. Для национальной кухни характерны также специфические блюда из мяса белки, ястреба, филина, ежа, ужа, гадюки, из муки сушёной рыбы, конопляного семени. Существовал запрет на охоту на диких гусей, лебедей и голубей, в некоторых местностях - на журавлей.

Сельские общины обычно включали несколько селений. Существовали этнически смешанные, главным образом марийско-русские, марийско-чувашские общины. Семьи были преимущественно малыми, моногамными. Встречались и большие неразделённые семьи. Брак патрилокальный. При заключении брака родителям невесты платили выкуп, а они отдавали за дочерью приданое (включая скот). Современная семья малая. В свадебной обрядности оживают традиционные черты (песни, национальные костюмы с украшениями, свадебный поезд, присутствие всех желающих).

У Марийцев была развита традиционная медицина, основанная на представлениях о космической жизненной силе, воле богов, порче, сглазе, злых духах, душах умерших. В "марийской вере" и язычестве существуют культы предков и богов (верховного бога Кугу Юмо, богов неба, матери жизни, матери воды и пр.).

Архаичными особенностями культа предков являлись погребение в зимней одежде (в зимней шапке и рукавицах), отвоз тела на кладбище в санях (даже в летнее время). В традиционном погребении отражались представления о загробном мире: с покойным захоранивались ногти, собранные в течение жизни (при переходе на тот свет они нужны для того, чтобы преодолевать горы, цепляясь за скалы), ветки шиповника (чтобы отогнать змей и собаку, сторожащую вход в царство мёртвых), кусок холста (по которому как по мосту душа через пропасть попадает в загробный мир) и т.п.

Как Вы, наверное, заметили для марийцев (черемис) было характерно хоронить умерших в зимней одежде. Как я уже упомянал выше, в Олонецкой губернии при проведении жертвоприношений животных упомянается олень. Отсюда можно сделать вывод о том, что:
1) Места распространения оленей раньше находились южнее
или
2) Произошла миграция населения с севера на юг.
Я просмотрел народы финоугорской группы, проживающие ближе к северу. Особенно меня заинтересовали ханты. Причины:
1) Ханты проживают в местах, тесно связанных со словом "Конда"(слово часто встречающееся в наших местах)
2) Ханты в жертву приносят оленя, хоронят человека в зимней одежде (характерно и для черемис и для канакшан);
3) Ханты предпочитают белый цвет одежды, (характерно для черемис);
4) У хантов есть деление на роды, у каждого из которых есть свой тотем (характерно для канакшан);
5) У хантов присутствует выкуп или кража невесты (характерно и для черемис и для канакшан)
и т. д. (очень много похожего).

Цитата с того же сайта:


Х‘АНТЫ, ханти, хандэ, кантэк (самоназвание - "человек"), народ в Российской Федерации (22,3 тыс. человек).

Живут по Оби, Иртышу и их притокам в Ханты-Мансийском (11,9 тыс. человек), Ямало-Ненецком (7,2 тыс. человек) автономных округах и Александровском и Каргасокском районах Томской области (804 человека). Общая численность 22,5 тыс. человек. Близки к манси, с которыми объединяются под названием обские угры. Среди Хантов выделяются три этнографические группы - северная, южная и восточная. Они отличаются диалектами, самоназванием, особенностями в хозяйстве и культуре, эндогамией. На северных Хантов оказали сильное влияние ненцы, на восточных - селькупы, южные (прииртышские) Ханты практически смешались с русскими и татарами. Выделяются также территориальные группы - васюганские, салымские, казымские Ханты и др. До начала 20 века русские называли Хантов остяками (возможно от "Ас-ях" - "народ большой реки"), ещё ранее (до 14 века) - югрой, югричами. Коми-зыряне называли Хантов егра, ненцы - хаби, татары - уштек (эштек, истек).

Говорят на хантыйском языке угорской подгруппы финно-угорской группы уральской семьи. Письменность создана в 1930-х годах - первоначально на основе латинской, с 1937 - на основе русской графики. 38,5% Хантов считают родным русский язык. У части северных Хантов распространены также ненецкий и коми языки. Верующие Ханты - православные.

В основе формирования Хантов лежит культура аборигенных племён Урала и Западной Сибири, охотников и рыболовов, и скотоводческих угорских племён, пришедших во 2-й половине 2-го тысячелетия до нашей эры из степей Южной Сибири и Казахстана. Во 2-й половине 1-го тысячелетия нашей эры складываются основные группы Хантов, расселённых от низовий Оби на севере до Барабинских степей на юге и от Енисея на востоке до Зауралья, включая реки Северная Сосьва и Ляпин, а также частично реку Пелым и реку Конда на западе. С 15-17 веков часть Хантов вытеснялась манси из западных областей на восток и север. На севере Ханты частично ассимилированы ненцами, в южных районах (Бараба, реки Тура, Тавда, Иртыш) - в значительной степени тюркизированы. Процессы обрусения Хантов в 18-20 веках особенно интенсивно проходили на Иртыше, Оби, Конде. Миграция Хантов на север и восток продолжалась и в 20 веке.

До прихода русских в Сибирь у Хантов были племена, большей частью ставшие позднее территориальными группами. В процессе межплеменных и иных военных столкновений (с ненцами, русскими, татарами) сложились союзы племён - так называемые "княжества" (например, Пелымское, Конда и др.). Во главе их стояли представители родо-племенной знати - "князцы". Имущественная дифференциация была особенно характерна для оленеводов. Из родо-племенной знати были старшины, посредничавшие с русской администрацией. В 1930 был создан Ханты-Мансийский национальный (теперь - автономный) округ. Под влиянием национальной государственности и движения в защиту своих территорий от промышленного освоения завершилась консолидация Хантов в единый народ.

Традиционные занятия Хантов - речное рыболовство (особенно на Оби, Иртыше, в низовьях их притоков), таёжная охота (в основном пушной зверь, а также лось, медведь) и оленеводство. Оленеводство в тундре и лесотундре - самодийского типа, имеет мясо-шкурный характер, стада по 1000-1500 голов кочуют в меридиональном направлении (весной к северу, осенью к югу). Лесное оленеводство - местного происхождения: стада небольшие, выпасаются недалеко от поселений, используются для транспортных целей. В южных районах и по Оби с 19 века распространено животноводство и овощеводство. Большое значение имеет собирательство. Женщины занимаются шитьём одежды и обуви из оленьего меха, замши, цветного сукна, вышивкой бисером. Сохраняются традиционные орнаменты ("заячьи уши", "ветви берёзы", "след соболя", "оленьи рога", "щучьи зубы" и др.). Традиционные средства передвижения - лыжи, камусные и голицы, оленьи и собачьи нарты. Летом пользовались лодками-долблёнками, дощатыми лодками-неводниками, для переездов на дальние рыболовные угодья - большими лодками с каютами, крытыми берестой.

Современное сельское население по-прежнему занимается традиционными отраслями хозяйства. Около 30% Хантов живёт в городах.

Зимой Ханты жили в постоянных зимних селениях, с весны разъезжались в сезонные селения на места рыболовных угодий. Зимние капитальные постройки были либо каркасными, углублёнными в землю, пирамидальной или усечённо-пирамидальной формы, либо срубными. Они отапливались открытым глинобитным очагом-чувалом или железной печкой. Сезонные жилища - каркасные из жердей, крытые корой деревьев. Постройки располагались разбросанно: жилой дом (иногда - зимний и летний дома), один или несколько хозяйственных амбаров (чаще всего свайных), навесы для хранения имущества, глинобитная печь для выпечки хлеба под навесом, открытый летний очаг для приготовления пищи, вешала для просушки сетей, одежды, для вяления и копчения рыбы, иногда - собачьи домики, в 20 веке - баня. Охотники зимой во время промысла жили в избушках в лесу.

Оленеводы в тундре и лесотундре, кочуя со стадами оленей, жили на стойбищах в чумах самодийского типа, зимой - крытых покрышками из оленьих шкур, летом - из бересты. Чум широко использовали также (особенно летом) на сезонных поселениях и рыбной ловле.

Значительная часть сельского населения сейчас живёт в новых посёлках, построенных в 1950-х годах в связи с переводом Хантов на оседлый образ жизни, укрупнением и реорганизацией хозяйств. Часть промыслового населения живёт в традиционных селениях.

Одежда у северных Хантов близка к ненецкой: распашная женская шуба из оленьего меха, пальто-халат из сукна, мужская глухая малица и совик, или гусь с капюшоном. У восточных Хантов вся одежда распашная, меховая или халатообразная суконная. Обувь - меховая, замшевая или кожаная (сапоги разной длины и покроя, зимние - с меховыми чулками). В меховой одежде сочетаются белый и тёмный цвета, отделка цветным сукном (красным, зелёным). Суконная одежда расшита бисером, металлическими бляшками, аппликацией. Женщины носят украшения из бисера, кольца, серьги. Косы раньше украшали накосниками с ложными косами. Мужчины также носили косы. Была известна татуировка.

Основные продукты питания - рыба, мясо оленя, лося и других животных, ягоды, орехи. Ханты пьют много чая, едят много хлеба. Рыбу вялят, жарят, варят, коптят, едят свежей, сырой и мороженой (строганина). Мясо едят сырым, варёным. Пьют рыбий жир, заготавливая его с ягодами. Излюбленное блюдо - рыбья икра, вываренная в рыбьем жире.

Ещё в 17-18 веках нередки были большие отцовские и братские семьи. По правилам левирата младший брат брал в семью вторую жену с детьми - от умершего старшего брата. У оленеводов было принято в помощь старой жене брать молодую. Было известно деление на фратрии и генеалогические группы, близкие родам. Фратриальное деление более чётко прослеживается у северных Хантов. Фратрии и генеалогические группы имеют тотемический характер: они носят названия зверей и птиц, которые считаются их предками (лось, бобр, лягушка, трясогузка и др.).

Хотя Ханты были христианизированы, старшее поколение и сейчас сохраняет многие традиционные верования и культы, основанные на представлениях, связанных с тотемизмом, анимизмом, шаманизмом, культом предков и пр. Большое значение имеет культ медведя и связанный с ним комплекс мифов и обрядов ("медвежий праздник"), празднуемый как периодически, так и по случаю добычи медведя на охоте. С "медвежьим праздником" связаны богатый фольклор, народная хореография, песенное искусство, театр.

Просмотрел информацию, связанную с древними верованиями хантов. На основании этой информацию попробую подойти к расшифровке названий наших рек и озер.
Олег
Олег
почётный житель
почётный житель

Количество сообщений : 568
Возраст : 53
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08

Вернуться к началу Перейти вниз

Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера") - Страница 10 Empty Про верования и обычаи хантов

Сообщение автор Олег Сб Фев 14, 2009 1:17 am

Цитата с сайта: http://www.ref.by/refs/41/8150/1.html

Почти везде почитался лось. Это был символ достатка, благополучия. Было
запрещено раскалывать лосинные кости, подсаливать мясо, резать его железным
ножом – это говорит о древности подобных обычаев. Как и медведь, лось
приравнивался к человеку, о них нельзя было говорить плохо. Лося называли
не собственным именем, а прибегали к описательным формулировкам типа «вещь
с длинными ногами».

Большим почитанием пользовалась лягушка, которую называли «между кочек
живущая женщина». Ей приписывали способность дарить семейное счастье,
определять количество детей, облегчать роды и даже играть заметную роль при
выборе брачного партнера.

Медведь, лось и лягушка почитались повсеместно. Кроме того,
зафиксировано особое отношение к животным и птицам со стороны
представителей отдельных семей. Например, на Сыне только Еприны не могли
убивать журавля, только Куртамовы не могли добывать горностая. На Казыме
священными считались летучая мышь, пескарь, кошка; на Васюгане, Агане и
Пиме – бобер. С каждым из запретных животных люди связывали свою жизнь,
благополучие.

Предки хантов искали поддержку и у деревьев. Пару растущих рядом
больших деревьев называли дедушкой и бабушкой; кроме того, дерево мыслилось
как лестница, которая связывала земной, подземный и небесный миры.

Дедушками и бабушками называли не только деревья, но и отдельные мысы
– как на Васюгане мыс Пяй-ими «Старушка», вдающийся в озеро Тух-эмтор.
Проповедники христианства удивлялись, когда узнали, что ханты такой мыс
почитают больше, чем Иисуса Христа.

Каждое социальное объединение имело своего сверхъестественного покровителя.
Их изображения помещали там, где они, по предположению хантов, обитали: в
густых рощах, охотничьих угодьях, устьях рек или глубоком омуте.

Духами-хозяевами мест наделялись примечательные участки окружающей
природы: берега больших озер, пещеры, возвышенности, острова среди болот.
Духи эти имели видимый образ – будь то красивое дерево, диковинный камень,
поставленный человеком столб, либо вырезанная из дерева фигура. К ним
обращались за помощью по конкретному поводу либо приносили жертву «на
всякий случай», и поодиночке, и коллективно. Жертвоприношение с молением
происходило на священных местах – там, где «жил» дух – природный и
рукотворный. Существовало деление на мужские и женские места, но были и
общие. Ханты скрывали местонахождение святилищ, чтобы уберечь их от
разграбления.

Исконно сибирскими были представления о горизонтальном членении
вселенной; верх связывался с верховьями рек и, как правило, с югом, а низ –
с севером. Страна мертвых, по таким воззрениям, находилась где-то в устье
Оби.

В лексиконе хантов есть термин для обозначения человека,
который бьет в бубен, созывает духов-помощников и лечит больного. Этот
термин – ел, елта-ку (у северных хантов чертан-ку, терден-хой), что
буквально означает «ворожит человек». «Ела!»(поворожи) – не то просят, не
то приказывают люди, собравшиеся вечером у костра возле жилища шамана.

Изображения духов, влияющих на охоту и рыбную ловлю, как и
представления о них, тесно связаны с духами социального ранга, т.е.
семейным, родовым духом людей всей реки и даже божествами, стоящими вообще
над всеми хантами. Дух земли в воззрениях хантов является создателем
медведя и росомахи; лесной дух – соболя, лисицы, белки,
куницы; дух неба – лося, оленя, а создатель рыб дословно так и называется кул тете юнг. Эти животные находятся в подчинении у своих создателей, а он – их покровитель,
поэтому именно духи насылают на человека болезни за неправильное обращение
с промысловыми животными.
Олег
Олег
почётный житель
почётный житель

Количество сообщений : 568
Возраст : 53
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08

Вернуться к началу Перейти вниз

Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера") - Страница 10 Empty Из черемиского словаря

Сообщение автор Олег Сб Фев 14, 2009 2:00 am

Лось - шордо (реки Шорга, Шорега, Шореньга, Шориньга, Шорма???)
Медведь - маска (реки Масленица, Масленка, Масловка, Масляная, Маслянка???)
Лягушка - ужаба (деревня Жабино???)
Журавль - турня (деревни, озера и реки Турово, Тюриковская, Туреево, Туриково, Турино и т.д.???)
Горностай - iожъ (река Ежрека, озеро Ежозеро, река Ежовский???)
Летучая мышь - коля (река и деревня Коленьга???)
Пескарь - перевод не нашел
Кошка - прысъ (деревня Присеки???)
Бобер - ундуръ (Ундозерский погост, деревня Тундриха???)
Куница - луй (реки Луженка, Луженьга, деревня Лужино???)
Олень - пючiо (река Печеньга, Печевка, Печенга, и даже Печенюшка:-)???)
Дедушка - куатя (деревня Котиха, Котово, Котниково болото???)
Бабушка - кугуаба (деревня Кукобой???)
Старушка - куба (озеро Кубинское, река Кубена, речка Кубенка???)
Юг - кенибалъ юмалъ
Север - ютъ юмалъ
Россомаха - перевод не нашел
Соболь - лумужъ
Лисица - рюбужъ
Белка - уръ

Я здесь привел Вологодские названия (использовал атлас Вологодской области). Попробуйте для остальных слов найти современное звучание.
Олег
Олег
почётный житель
почётный житель

Количество сообщений : 568
Возраст : 53
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08

Вернуться к началу Перейти вниз

Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера") - Страница 10 Empty Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")

Сообщение автор Олег Сб Фев 14, 2009 4:18 am

Исходя из вышесказанного могу предположить, что "Канкже" (первоначальное название Коноши) - в русской транскрипции могло получить следующие названия: Княже, Княжая, Княжево, Княжово, Княжий починок, Князево и т.д. (все эти названия присутствуют реально). Надо будет посмотреть на карте, есть ли там озера и реки и как они называются.
Олег
Олег
почётный житель
почётный житель

Количество сообщений : 568
Возраст : 53
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08

Вернуться к началу Перейти вниз

Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера") - Страница 10 Empty Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")

Сообщение автор ua1osm Сб Фев 14, 2009 4:22 am

Фамилия Шорин весьма распространена в деревнях Коношского района.
Думаю, что Масленица и прочее связано не с медведем, а с маслом.
Жаба и лягушка еще раз доказывают неотрывную связь древней Руси и Веси,
а также сказка про царевну-лягушку, Ивана-дурака и прочее. Все мы из Веси через Русь.
Еж и Тур и Лужи думаю что это тоже все от русских слов. Как и присеки от присекать.
Кстати, вполне возможен дериватив ЛУЖА от ЛУХТ. Х и Ж - это вполне переходимая туда-сюда фонетика.
Возможная цепочка трансформации:
ЛУХТ-ЛУХТА-ЛУХЧА-ЛУХЖА-ЛУЖА.
(Синдром выбитого зуба у вождя племени).

Все остальное IMHO - тоже вполне возможные деривативы от угров.
ua1osm
ua1osm
почётный житель
почётный житель

Количество сообщений : 706
Возраст : 74
Географическое положение : Архангельск
Очки : 569
Репутация : 1
Дата регистрации : 2008-08-17

http://ua1osm.blogspot.nl

Вернуться к началу Перейти вниз

Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера") - Страница 10 Empty Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")

Сообщение автор Олег Сб Фев 14, 2009 4:35 am

Человек на форуме по адресу: http://www.k2000.ru/forum/index.php?showtopic=70 задает вопрос:

"Что значит название "Маслозеро". Перевод с карельского на русский язык или с северного русского диалекта на современный русский.
У меня фамилия Маслов. Там где я сейчас живу местность заселялясь русскими в 14-15 веках из разных областей центральной России.
В Архангельской области есть посёлок Маслово. Т.к. раньше фамилии давали по названию местности где проживал человек или по роду деятельности моя фамилия тоже что-то значит, но что?
Узнаю что есть такое Маслозеро. Похоже все предки из Карелии и Архангельска.
Хочу знать значение своей фамилии.
Помогите кто чем может."

Ему отвечают:

Смотрим словарь топонимов Карелии (например http://tourism.karelia.ru/toponim.html)
Читаем
"Часть русских названий возникла в результате переосмысления неясного значения слова по звуковому сходству. Так, саамское Куосс-яурэ «Еловое озеро» может превратиться в озеро Косое, карельское или вепсское Соарикоски, Сарькоск «Островной порог» — в Царь-порог, а Маселькяярви (о значении см. ниже) — в озеро Масельгекое, Маселозеро и, наконец, Маслозеро."

Переходим в раздел буква М и находим

"моасельгя, мааселькя, муашельгя «водораздел» (маа, муа «земля», сельгя «хребет»): оз. Масельга дер. Машельга, оз. Масло, Маслозеро. Все объекты с подобными названиями лежат на крупных или локальных водоразделах."

Называть озеро словами земля и хребет мне кажется неразумно. А вот назвать озеро "Медведь" - вполне логичным. Поэтому остаюсь при мнении, что Маслоозеро - Медведьозеро.


По поводу трансформации:
ЛУХТ-ЛУХТА-ЛУХЧА-ЛУХЖА-ЛУЖА
думаю, что как и в случае с "Канк же" первоначальное название звучало как "Луй же"
Олег
Олег
почётный житель
почётный житель

Количество сообщений : 568
Возраст : 53
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08

Вернуться к началу Перейти вниз

Страница 10 из 24 Предыдущий  1 ... 6 ... 9, 10, 11 ... 17 ... 24  Следующий

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения