Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
+7
solowjew
svk
Nord_RU
Олег
Admin
Виктор
ua1osm
Участников: 11
Форум п.Коноша :: О Коноше :: О посёлке
Страница 12 из 24
Страница 12 из 24 • 1 ... 7 ... 11, 12, 13 ... 18 ... 24
Продолжая тему санскрита
На сайте по адресу: http://marichin.narod.ru/Sanscrit/VEDRO/05_d.htm выложен словарь санскрита.
Канка - цапля
Кон, кона - угол
Кана - девушка
Ошта - губы, уста
Красиво звучит Кана Ошта - девичьи губы.
Канка - цапля
Кон, кона - угол
Кана - девушка
Ошта - губы, уста
Красиво звучит Кана Ошта - девичьи губы.
Олег- почётный житель
- Количество сообщений : 568
Возраст : 53
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
Лучше - девушка, прижатая в углу. С днем защитника отечества!
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
ua1osm пишет:Лучше - девушка, прижатая в углу. С днем защитника отечества!
Всех с праздником!!!
Видно не обойтись нам в названии без слова угол. Медвежий угол, с партией не путать! Мы Выше их.
Nord_RU- Admin
- Количество сообщений : 787
Возраст : 39
Географическое положение : СПБ
Очки : 648
Репутация : 5
Дата регистрации : 2009-01-10
К вопросу о "чьих холоп будешь?"
Цитата с сайта: http://www.tuad.nsk.ru/~history/Author/Russ/K/KuchkinVA/N_O_Russ/index.html
..."Речь идет об известном Списке Двинских земель, составленном в 70-е годы XV в. В этом документе упоминаются некоторые бывшие владения ростовских князей: "Емьская гора да Лель рЪка с верховна до устиа по обЪ стороны, а от устиа от Ледского по ВазЪ вниз Шоговаръ, Боярьскои наволок до усть-Сюмы, а по другой сторонЪ Ваги от устиа от Ледского Кошкара, Молонда, КЪрчала с наволоком; а от Сюмы по ВазЪ вниз по обЪ стороны Ваги до устиа Сметанин наволок, Онтрошиев наволок, БЪлои пЪсок, Тавно озеро, да Сюмачь, да Сенго со всЪми угодии — то была вотчина княжа Иванова Володимировича Ростовского"; "А Заостровие Соколово, да селцо по Козлову врагу, да на Безатскую сосну, да Кодима, да Пучюга, да Иксоозеро, да Плесо, да Юмышъ от устиа и до верховиа до обЪ стороны вотчина была княжа Федорова Андреевича Ростовского"; "А Веля да ПЪжма рЪки по обЪ стороны от устеи и до верховеи и до Ярославского рубежа и с малыми рЪчками, которые в них втекли, — Тявренга, Подвига, Шоноша, Синега, слободка Морозова, слободка Косткова, — то земли были княжи Ивановы Александровича Ростовского"; "А от усть-Кулуя вверхъ по ВазЪ до Ярославского рубежа, по рЪкЪ по ТерменгЪ вверхъ и по ДвиницЪ вверхъ Жары, Липки, Шолаты, — то земли были княжи Ивановы Александровича Ростовского"; "А Каменная гора по рЪцЪ по КокшенгЪ, по обЪ стороны Кокшенги до устиа Пукюма, Савкино, Ракулка, Пустынка... А земли то были княжи Ивановы Александровича Ростовского"; "А рЪка Колуи от устиа и до верховна по обЪ стороны, да волок от Кокшенги — то была отчина княжа Иванова Володимеровича Ростовского; а тянула къ Емскои горЪ"; "А за рЪкою за Двиною Хавры-горы, Задвиние, Пингиш, Челмахта, рЪчка СЪя, — то было княже Костянтиново Володимировича Ростовского" [76]. Всего в документе XV в. перечислено семь районов русского Севера, которыми в свое время владели четыре ростовских князя. География этих районов выясняется на основании данных XVII—XIX вв."...
..."Речь идет об известном Списке Двинских земель, составленном в 70-е годы XV в. В этом документе упоминаются некоторые бывшие владения ростовских князей: "Емьская гора да Лель рЪка с верховна до устиа по обЪ стороны, а от устиа от Ледского по ВазЪ вниз Шоговаръ, Боярьскои наволок до усть-Сюмы, а по другой сторонЪ Ваги от устиа от Ледского Кошкара, Молонда, КЪрчала с наволоком; а от Сюмы по ВазЪ вниз по обЪ стороны Ваги до устиа Сметанин наволок, Онтрошиев наволок, БЪлои пЪсок, Тавно озеро, да Сюмачь, да Сенго со всЪми угодии — то была вотчина княжа Иванова Володимировича Ростовского"; "А Заостровие Соколово, да селцо по Козлову врагу, да на Безатскую сосну, да Кодима, да Пучюга, да Иксоозеро, да Плесо, да Юмышъ от устиа и до верховиа до обЪ стороны вотчина была княжа Федорова Андреевича Ростовского"; "А Веля да ПЪжма рЪки по обЪ стороны от устеи и до верховеи и до Ярославского рубежа и с малыми рЪчками, которые в них втекли, — Тявренга, Подвига, Шоноша, Синега, слободка Морозова, слободка Косткова, — то земли были княжи Ивановы Александровича Ростовского"; "А от усть-Кулуя вверхъ по ВазЪ до Ярославского рубежа, по рЪкЪ по ТерменгЪ вверхъ и по ДвиницЪ вверхъ Жары, Липки, Шолаты, — то земли были княжи Ивановы Александровича Ростовского"; "А Каменная гора по рЪцЪ по КокшенгЪ, по обЪ стороны Кокшенги до устиа Пукюма, Савкино, Ракулка, Пустынка... А земли то были княжи Ивановы Александровича Ростовского"; "А рЪка Колуи от устиа и до верховна по обЪ стороны, да волок от Кокшенги — то была отчина княжа Иванова Володимеровича Ростовского; а тянула къ Емскои горЪ"; "А за рЪкою за Двиною Хавры-горы, Задвиние, Пингиш, Челмахта, рЪчка СЪя, — то было княже Костянтиново Володимировича Ростовского" [76]. Всего в документе XV в. перечислено семь районов русского Севера, которыми в свое время владели четыре ростовских князя. География этих районов выясняется на основании данных XVII—XIX вв."...
Олег- почётный житель
- Количество сообщений : 568
Возраст : 53
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
Замечательный документ. В общем, как освободились от Орды, стали разбираться, чем владеют.
Про черные и белые реки и озера
Пытаюсь разобраться почему так много названий озер и рек, связанных со словами "Черный", "Белый", "Великий". Привожу цитату с сайта по адресу: http://www.kominarod.ru/catalogues/biblio/papers_267.html
"...1178 г. Лета 6636 князь великий Всеволод заложил на усти Юга реки град Гледени.
1212 г. князь ростовский Костентин Всеволодыч заложил град Устюг Великый за четыре стадии от Гледены и детинец и церкви устроив в нем. А тот град от Костентина примыслил брат ево Юрии и своею властию отимал земли по Двине и по Вычегде и по Суконе и по Юге и пермские дани к собе-ж взял. Из града тово Устюга Великия святыи Стефан пермский людие просветил святым крещением.
1333 г. Лета 6841 князь великий Иван Данилович взверже гнев свой на устюжцов и на ноугородцов, по что устюжци и ноугородцы от Вычегды и от Печеры не дают чорный выход Ордынскому царю, и дали князю Ивану на черный бор Вычегду и Печеру и с тех времян князь московский почал взимати дани с пермские люди...."
Что такое "Чорный выход" и "Черный бор"?
"...1178 г. Лета 6636 князь великий Всеволод заложил на усти Юга реки град Гледени.
1212 г. князь ростовский Костентин Всеволодыч заложил град Устюг Великый за четыре стадии от Гледены и детинец и церкви устроив в нем. А тот град от Костентина примыслил брат ево Юрии и своею властию отимал земли по Двине и по Вычегде и по Суконе и по Юге и пермские дани к собе-ж взял. Из града тово Устюга Великия святыи Стефан пермский людие просветил святым крещением.
1333 г. Лета 6841 князь великий Иван Данилович взверже гнев свой на устюжцов и на ноугородцов, по что устюжци и ноугородцы от Вычегды и от Печеры не дают чорный выход Ордынскому царю, и дали князю Ивану на черный бор Вычегду и Печеру и с тех времян князь московский почал взимати дани с пермские люди...."
Что такое "Чорный выход" и "Черный бор"?
Олег- почётный житель
- Количество сообщений : 568
Возраст : 53
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
Ничего не нашел дельного поисковиками.
В продолжение темы про "черный бор"
Цитата с сайта: http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dictionary/014/14044.htm
"...— Слово бор вообще означало в Древней Руси побор, подать, черным же он назывался, потому что собирался в пользу великого князя и притом только в Новгородской земле, с черных людей. По недостатку летописных и других указаний на этот бор нельзя сказать, когда и как установился он и все ли новгородские (собственно) волости платили его, постоянный ли он был или временный и как изменялись условия этого побора...."
Нашел интересный сайт про культуру и традиции хантов. Оказывается с их точки зрения: "белый" - это "верх" и "юг", а "черный" - это "низ" и "север". Стало понятно что такое "черный выход" и "черный бор". "Черный бор" и "черный выход" - это сбор налогов с "низов" (тех, кто ниже, слабее и т.д.).
Черные, белые, верхние, нижние озера и реки - название указывает, что данный водоем находится южнее(севернее) другого.
Приведу цитату с найденного сайта, но советую туда зайти, тогда многие названия наших рек, озер, поселков станут понятнее. Цитата с сайта: http://nativeurals.narod.ru/khanty.htm
"....Весь мир, вселенная на всех диалектах носит название tor.m (торум); термин полисемантичен и кроме этого основного, имеет значения: творец, небесный бог, сторона, погода, воздух, небо. Земля - m.... (вост.), muw (сев.); термин имеет три значения: поверхность земли; край, сторона; почва, плодородный слой. В любом месте обжитого пространства центром считается та его часть, где в данное время живут люди. Река Was-Ja..un, что в буквальном переводе означает "узкая река" сохранила свое сакральное значение и название " ..ll Ja..un kor" `центральной реки внешность`. Небесный центр (лось, т.е. полярная звезда) перемещается при движении людей вместе с земным, а стороны обжитого пространства совпадают со сторонами горизонта. Человек также имеет стороны (правая - восточная, левая - западная), но это соответствие нарушается из-за подвижности, поэтому в состоянии покоя он должен его восстановить и лечь спать головой строго в определенную сторону, что предусмотрено расположением спального места в жилище. Положение спящего наоборот недопустимо - так делают в мире умерших и спешить туда не стоит. Повсеместно северная сторона носит название il (низ), il palak (нижняя сторона), т.е. куда текут реки; противоположная - num (верх), в некоторых местах юг называют jor или katl (день). Было множество описательных несакрализованных словосочетаний: для севера - сторона, где холод, тучи; для юга - сторона теплой земли; запада - сторона заходящего (у сев.х. букв. погружения) солнца; востока - где утром солнце. У нижнеобских хантов запад имел еще одно название - kaw palek `камень сторона`, т.е. Урал. Повсеместно были распространены воззрения о западной стороне как о плохой (at.m p.lek), а о восточной - как о хорошей (jem p.lek), и это определяло поведение человека, размещение вещей в жилище, на временной стоянке и т.д. Например, падение головой в восточную сторону предвещало скорое выздоровление, в западную - длительную болезнь; человек-левша считался неудачником во всем и даже нож для левшы (с левосторонней заточкой) считался для других непригодным, опасным. Представления хантов о строении вселенной являются разнообразными и порой взаимоисключающими. Большинство сведений указывает на ее вертикальное членение: верхний (небесный) мир, средний (земной) и нижний (подземный). В верхнем мире обитают только добрые существа, в среднем - злые и добрые (включая людей), в нижнем - только злые, главным из которых является kin lunk `болезней дух`, он же jil lunk `нижний дух`, (вост), .in w.rt (сев). Обитатели верхнего мира живут вечно, среднего - живут и умирают, нижнего живут вечно мертвыми. Небосвод является границей между средним и верхним миром, границей среднего и нижнего миров - есть верхняя часть земли (моховая подстилка); ее снятие означает переход в другой мир, другое состояние. Кроме того, в нижний мир можно попасть через отверстие в лесу. На Васюгане для его закрывания жертвовали m.. imi (земляной старухе) бронзовый или железный котел. В.Н.Чернецов говорит, что в Нижний мир попадает не человек, а is, is .or; с умершим идут все олени, убитые на могиле и вообще все вещи. У дверей в нижний мир стоит сторож и пропускает лишь души действительно умерших; души больных возвращаются обратно (Чернецов 1987). У нижнеобских хантов нами записаны такие же воззрения, с теми лишь отличиями, что сторож - это всадник на красном коне. Здесь же распространены представления, согласно которым все три мира одинаковы и составляют единую систему, так как если кто-либо умирает в верхнем - рождается в среднем, умирает в среднем - рождается в нижнем...."
"...— Слово бор вообще означало в Древней Руси побор, подать, черным же он назывался, потому что собирался в пользу великого князя и притом только в Новгородской земле, с черных людей. По недостатку летописных и других указаний на этот бор нельзя сказать, когда и как установился он и все ли новгородские (собственно) волости платили его, постоянный ли он был или временный и как изменялись условия этого побора...."
Нашел интересный сайт про культуру и традиции хантов. Оказывается с их точки зрения: "белый" - это "верх" и "юг", а "черный" - это "низ" и "север". Стало понятно что такое "черный выход" и "черный бор". "Черный бор" и "черный выход" - это сбор налогов с "низов" (тех, кто ниже, слабее и т.д.).
Черные, белые, верхние, нижние озера и реки - название указывает, что данный водоем находится южнее(севернее) другого.
Приведу цитату с найденного сайта, но советую туда зайти, тогда многие названия наших рек, озер, поселков станут понятнее. Цитата с сайта: http://nativeurals.narod.ru/khanty.htm
"....Весь мир, вселенная на всех диалектах носит название tor.m (торум); термин полисемантичен и кроме этого основного, имеет значения: творец, небесный бог, сторона, погода, воздух, небо. Земля - m.... (вост.), muw (сев.); термин имеет три значения: поверхность земли; край, сторона; почва, плодородный слой. В любом месте обжитого пространства центром считается та его часть, где в данное время живут люди. Река Was-Ja..un, что в буквальном переводе означает "узкая река" сохранила свое сакральное значение и название " ..ll Ja..un kor" `центральной реки внешность`. Небесный центр (лось, т.е. полярная звезда) перемещается при движении людей вместе с земным, а стороны обжитого пространства совпадают со сторонами горизонта. Человек также имеет стороны (правая - восточная, левая - западная), но это соответствие нарушается из-за подвижности, поэтому в состоянии покоя он должен его восстановить и лечь спать головой строго в определенную сторону, что предусмотрено расположением спального места в жилище. Положение спящего наоборот недопустимо - так делают в мире умерших и спешить туда не стоит. Повсеместно северная сторона носит название il (низ), il palak (нижняя сторона), т.е. куда текут реки; противоположная - num (верх), в некоторых местах юг называют jor или katl (день). Было множество описательных несакрализованных словосочетаний: для севера - сторона, где холод, тучи; для юга - сторона теплой земли; запада - сторона заходящего (у сев.х. букв. погружения) солнца; востока - где утром солнце. У нижнеобских хантов запад имел еще одно название - kaw palek `камень сторона`, т.е. Урал. Повсеместно были распространены воззрения о западной стороне как о плохой (at.m p.lek), а о восточной - как о хорошей (jem p.lek), и это определяло поведение человека, размещение вещей в жилище, на временной стоянке и т.д. Например, падение головой в восточную сторону предвещало скорое выздоровление, в западную - длительную болезнь; человек-левша считался неудачником во всем и даже нож для левшы (с левосторонней заточкой) считался для других непригодным, опасным. Представления хантов о строении вселенной являются разнообразными и порой взаимоисключающими. Большинство сведений указывает на ее вертикальное членение: верхний (небесный) мир, средний (земной) и нижний (подземный). В верхнем мире обитают только добрые существа, в среднем - злые и добрые (включая людей), в нижнем - только злые, главным из которых является kin lunk `болезней дух`, он же jil lunk `нижний дух`, (вост), .in w.rt (сев). Обитатели верхнего мира живут вечно, среднего - живут и умирают, нижнего живут вечно мертвыми. Небосвод является границей между средним и верхним миром, границей среднего и нижнего миров - есть верхняя часть земли (моховая подстилка); ее снятие означает переход в другой мир, другое состояние. Кроме того, в нижний мир можно попасть через отверстие в лесу. На Васюгане для его закрывания жертвовали m.. imi (земляной старухе) бронзовый или железный котел. В.Н.Чернецов говорит, что в Нижний мир попадает не человек, а is, is .or; с умершим идут все олени, убитые на могиле и вообще все вещи. У дверей в нижний мир стоит сторож и пропускает лишь души действительно умерших; души больных возвращаются обратно (Чернецов 1987). У нижнеобских хантов нами записаны такие же воззрения, с теми лишь отличиями, что сторож - это всадник на красном коне. Здесь же распространены представления, согласно которым все три мира одинаковы и составляют единую систему, так как если кто-либо умирает в верхнем - рождается в среднем, умирает в среднем - рождается в нижнем...."
Олег- почётный житель
- Количество сообщений : 568
Возраст : 53
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08
Про "С" и "Ш"
Цитата с сайта: http://www.volgota.com/ru/node/216
"....Наконец, самый выговор некоторых звуков и тон разговора или повышения и понижения голоса в речи, характер вокализации у русских туруханскнх урожденцев отличаются, сколько мы заметили, почти теми же особенностями, как и у остяков (хантов). Например, подобно остякам, они вместо букв "ч", "ш"," ж" и "р" выговаривают "с"," з"и "л" или "рл" и т.п. Говорят: «Посел осень больсой доздь, в избе сыпко зарко, бедняски худо зивут, мерной альсин» и т.п...."
"....Наконец, самый выговор некоторых звуков и тон разговора или повышения и понижения голоса в речи, характер вокализации у русских туруханскнх урожденцев отличаются, сколько мы заметили, почти теми же особенностями, как и у остяков (хантов). Например, подобно остякам, они вместо букв "ч", "ш"," ж" и "р" выговаривают "с"," з"и "л" или "рл" и т.п. Говорят: «Посел осень больсой доздь, в избе сыпко зарко, бедняски худо зивут, мерной альсин» и т.п...."
Олег- почётный житель
- Количество сообщений : 568
Возраст : 53
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08
Фрагмент карты Кировской области
Черемисы(марийцы) граничат с юга. Ханты граничат с северо-востока. Коми - с севера. На северо-западе - наши земли. Посмотрите на названия деревень - такое ощущение, что вся Коноша родом с Кирова.
Всю Кировскую область можно посмотреть по адресу: http://mapo39.narod.ru/map2/indext.html
Олег- почётный житель
- Количество сообщений : 568
Возраст : 53
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
Посетил наш краеведческий музей, к большому сожалению на нашем форуме информации по истории Коноши в разы больше чем там, поэтому есть предложение:
1.Наладить с ними (адрес я дал, в ближайшее время они сюда попадут) взаимовыгодное сотрудничество, запросы от музея в архивах я думая с большим энтузиазмом будут рассматриваться. Возможно реально получить Олегу с Сергеем Михайловичем скажем так "мандат" с которым можно попасть в архиве туда, куда просто не пускают.
2.Помочь музею имеющейся у нас информацией (картами, описанием и т.д.), всем что касается Коноши. Олег если не против я твой диск передам им?
3.Если у кого есть какие-то старые вещи подарите их музею, Вам возможно они и не нужны, а им может-быть их не хватает для экспозиций.
1.Наладить с ними (адрес я дал, в ближайшее время они сюда попадут) взаимовыгодное сотрудничество, запросы от музея в архивах я думая с большим энтузиазмом будут рассматриваться. Возможно реально получить Олегу с Сергеем Михайловичем скажем так "мандат" с которым можно попасть в архиве туда, куда просто не пускают.
2.Помочь музею имеющейся у нас информацией (картами, описанием и т.д.), всем что касается Коноши. Олег если не против я твой диск передам им?
3.Если у кого есть какие-то старые вещи подарите их музею, Вам возможно они и не нужны, а им может-быть их не хватает для экспозиций.
Nord_RU- Admin
- Количество сообщений : 787
Возраст : 39
Географическое положение : СПБ
Очки : 648
Репутация : 5
Дата регистрации : 2009-01-10
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
А Сергей Михайлович это кто? Миронов? Если же это про меня, то я - Сергей Нилович, а на форуме просто Сергей.
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
Нам нужна любая помощь. Необходимо задействовать ресурсы краеведческого музея, библиотеки, архива, ЗАГСа и т.д. Тема возникновения Коноши поднята Сергеем на форуме именно для ОБЩЕГО обсуждения, обмена информацией и т.д. Это моя точка зрения.
Олег- почётный житель
- Количество сообщений : 568
Возраст : 53
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
Было бы особенно интересно озадачить местный архив, чтобы они там все просмотрели. И хотя архив создан в 30-е годы, возможно, что туда комиками передавались кое-какие интересные документы прошлых лет.
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
ua1osm пишет:А Сергей Михайлович это кто? Миронов? Если же это про меня, то я - Сергей Нилович, а на форуме просто Сергей.
Прошу прощения, у Вас в нике вконце sm, я и подумал что Михалыч.
Nord_RU- Admin
- Количество сообщений : 787
Возраст : 39
Географическое положение : СПБ
Очки : 648
Репутация : 5
Дата регистрации : 2009-01-10
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
Наблюдательность, однако! Нет, это Сергей Матвеев, а Ольга - Архангельский регион.
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
ua1osm пишет:Наблюдательность, однако! Нет, это Сергей Матвеев, а Ольга - Архангельский регион.
а ua - случаем Украину не имеет ввиду?
Nord_RU- Admin
- Количество сообщений : 787
Возраст : 39
Географическое положение : СПБ
Очки : 648
Репутация : 5
Дата регистрации : 2009-01-10
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
Да, теперь это должно бы быть Украиной, но префиксы были определены сразу после войны, давно, так что это сложилось при СССР. Им отдали UO-UZ, но они требуют все. Думаю, навряд ли получат.
Женщины Коношского района и женщины мари.
Фотография с сайта по адресу: http://www.rustrana.ru/article.php?nid=34019
Фотография с сайта по адресу: http://wg46.odnoklassniki.ru/dk?st.cmd=altGroupPhotosAlbum&st.albumId=72676818049713471604&st.groupId=52676817714364448884&st.page=2&tkn=3095#altGroupPhotoAlbumPanel
Фотография с сайта по адресу: http://wg46.odnoklassniki.ru/dk?st.cmd=altGroupPhotosAlbum&st.albumId=72676818049713471604&st.groupId=52676817714364448884&st.page=2&tkn=3095#altGroupPhotoAlbumPanel
Олег- почётный житель
- Количество сообщений : 568
Возраст : 53
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08
А может быть татары?
Еще раз прочитал всю собранную информацию и решил проверить аочему все-таки Няндомские деревни в старых описаниях названы улусами. Кстати не только Няндомские. Деревни в районе озера Воже тоже носили названия улусов.
Цитата с сайта: http://www.eurasica.ru/articles/library/kanat_uskenbay_ulusy_pervyh_dzhuchidov_problema_terminov_ak-orda_i_kok-orda/
"....К словам летописца остается добавить: «Золотая орда стала Синей» [Гумилев, 1989, с. 617, 618; Гумилев, 1992, с. 113, 157]. В составленной В.Н.Татищевым летописной редакции имеется следующий интересный фрагмент: «Того же лета прииде от востока некий заяицкий хан Хидырь Синяя орды на ханство Воложское ратью» [Татищев, 1965, с. 111]. С учетом шибанидского происхождения Хызра (Хидыря) становится понятным и сам термин Синяя Орда, и его употребление в качестве названия прежних поволжских владений Батуидов [12].
Эту информацию летописи дополняет Утемиш-хаджи, который сообщает, что Шибанид Хызр-хан, сын Мангытая, разломал золотую юрту, оставшуюся от Узбека и Джанибека, и раздал золото и серебро своим казакам (алтын термені бузып казакларынга улесдур болды), а хозяйку ее — Тайдулу приказал убить [Утемиш-хаджи, 1992, с. 112– 113, л. 53а — 54а]. «Так погибла Тайдула, так сгинула Золотая Юрта Узбека» [Юдин, 1983, с. 133]. Истребив последних представителей прежней власти и уничтожив символ их государственности — Золотую Юрту-Орду, Хызр-хан положил начало династии Шибанидов на золотоордынском престоле, который теперь, надо полагать, стал кок-ордынским.
Подведем итог. Применение термина Ак-Орда и Кок-Орда было явлением, характерным только для территории Восточного Дешт-и Кипчака. При этом Ак-Ордой (Белой Ордой) назывались владения старшего сына Джучи — Орды, а Кок-Ордой (Синей Ордой) — владения пятого сына Джучи, Шибана. Во второй половине ХІV в. происходят события, повлекшие за собой и изменения в применении разбираемой терминологии. Шибаниды, захватившие власть в Золотой Орде, переносят название своего улуса на нее. В свою очередь, их территория на рубеже 60–70-х годов ХІV в. была окончательно присоединена к Ак-Орде Урус-хана, потомка хана Орды...."
Цитата с сайта: http://www.eurasica.ru/articles/library/kanat_uskenbay_ulusy_pervyh_dzhuchidov_problema_terminov_ak-orda_i_kok-orda/
"....К словам летописца остается добавить: «Золотая орда стала Синей» [Гумилев, 1989, с. 617, 618; Гумилев, 1992, с. 113, 157]. В составленной В.Н.Татищевым летописной редакции имеется следующий интересный фрагмент: «Того же лета прииде от востока некий заяицкий хан Хидырь Синяя орды на ханство Воложское ратью» [Татищев, 1965, с. 111]. С учетом шибанидского происхождения Хызра (Хидыря) становится понятным и сам термин Синяя Орда, и его употребление в качестве названия прежних поволжских владений Батуидов [12].
Эту информацию летописи дополняет Утемиш-хаджи, который сообщает, что Шибанид Хызр-хан, сын Мангытая, разломал золотую юрту, оставшуюся от Узбека и Джанибека, и раздал золото и серебро своим казакам (алтын термені бузып казакларынга улесдур болды), а хозяйку ее — Тайдулу приказал убить [Утемиш-хаджи, 1992, с. 112– 113, л. 53а — 54а]. «Так погибла Тайдула, так сгинула Золотая Юрта Узбека» [Юдин, 1983, с. 133]. Истребив последних представителей прежней власти и уничтожив символ их государственности — Золотую Юрту-Орду, Хызр-хан положил начало династии Шибанидов на золотоордынском престоле, который теперь, надо полагать, стал кок-ордынским.
Подведем итог. Применение термина Ак-Орда и Кок-Орда было явлением, характерным только для территории Восточного Дешт-и Кипчака. При этом Ак-Ордой (Белой Ордой) назывались владения старшего сына Джучи — Орды, а Кок-Ордой (Синей Ордой) — владения пятого сына Джучи, Шибана. Во второй половине ХІV в. происходят события, повлекшие за собой и изменения в применении разбираемой терминологии. Шибаниды, захватившие власть в Золотой Орде, переносят название своего улуса на нее. В свою очередь, их территория на рубеже 60–70-х годов ХІV в. была окончательно присоединена к Ак-Орде Урус-хана, потомка хана Орды...."
Олег- почётный житель
- Количество сообщений : 568
Возраст : 53
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08
В продолжение темы
После убийства хана очередь дошла и до его султанов : «… а Шибаны с Ногаи начаша Ахматову орду грабити меж Доном и Волгой , на Донцу и на Малом близ Азова ; и стоял Царь Ивак 5 дней на Ахматове Орде и поиде прочь » [Карамзин , 1842. С . 438]....Интенсивное расселение половецких племен в прикаспийских и предкавказских степях в бассейне рек...началось только в XII в. и было связано с откочевкой орды хана Отрака, сына могущественного Шарукана..."
Ширихановская??? Ивакинская???
Ширихановская??? Ивакинская???
Олег- почётный житель
- Количество сообщений : 568
Возраст : 53
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08
В продолжение темы
Посмотрел русско-татарский словарь:
кан - кровь
,
кан - душа, дух, жизнь
кош - птица
карт - старый, старик
канат - крыло
елга - река
Канкоши - кровь птицы???
кан - кровь
,
кан - душа, дух, жизнь
кош - птица
карт - старый, старик
канат - крыло
елга - река
Канкоши - кровь птицы???
Олег- почётный житель
- Количество сообщений : 568
Возраст : 53
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08
В продолжение темы
Цитата с сайта: http://www.lira.net.ua/str_5_2.htm
".....Ряд имен половецких вождей при рассмотрении оказываются названиями родов. Древнетюркское еб, аб – означает «дом». В огузских и кипчакских наречиях это дало: оба (опа) – турецкое, крымское, ногайское, туркменское; уй – казахское, татарское, башкирское. В славянском – ев/ов – принадлежность (чей?), в отечествах: Михайл-ов-ич и т.п.
Половецкое: Арслан-оба («дом Арслана»), Китан-оба («дом Китана»), Алтун-опа («дом Алтуна»), Аепа («дом Айа»). «Дом» в этом случае входил в имя главы рода-племени, только ему и могло принадлежать, никак не рядовому члену рода. Как и в период Московской Руси: право именоваться с «вичем» было высоким отличием.
В Ипатьевской летописи под 1185 г. перечисляются половецкие роды, участвующие в битве против князя Игоря: токсобичи (токсоба – «девять домов»), етебичи («семь домов»), тертробичи («четыре дома»), колобячи («пять домов»).
Около сотни половецких имен упоминается в летописях и почти каждому имени хана находится населенный пункт с тем же именем на Руси:
1.Азгулуй – Азигулово
2.Аклан – Акилово
3.Алтунопа – Алтунино
4.Атрак, Отрок - Трокай
5.Аэпа – Аю, возможно, Гай (много)
6.Асадук – Асадли
7.Асуп - Асеев....."
Вспомните на карте межевания Каргопольского уезда деревни называются как Грихнепа, Мелентьепа и т.д. Окончание "па". Улусы при Шарукане уже были. Очень много совпадений, наводит на размышления.
".....Ряд имен половецких вождей при рассмотрении оказываются названиями родов. Древнетюркское еб, аб – означает «дом». В огузских и кипчакских наречиях это дало: оба (опа) – турецкое, крымское, ногайское, туркменское; уй – казахское, татарское, башкирское. В славянском – ев/ов – принадлежность (чей?), в отечествах: Михайл-ов-ич и т.п.
Половецкое: Арслан-оба («дом Арслана»), Китан-оба («дом Китана»), Алтун-опа («дом Алтуна»), Аепа («дом Айа»). «Дом» в этом случае входил в имя главы рода-племени, только ему и могло принадлежать, никак не рядовому члену рода. Как и в период Московской Руси: право именоваться с «вичем» было высоким отличием.
В Ипатьевской летописи под 1185 г. перечисляются половецкие роды, участвующие в битве против князя Игоря: токсобичи (токсоба – «девять домов»), етебичи («семь домов»), тертробичи («четыре дома»), колобячи («пять домов»).
Около сотни половецких имен упоминается в летописях и почти каждому имени хана находится населенный пункт с тем же именем на Руси:
1.Азгулуй – Азигулово
2.Аклан – Акилово
3.Алтунопа – Алтунино
4.Атрак, Отрок - Трокай
5.Аэпа – Аю, возможно, Гай (много)
6.Асадук – Асадли
7.Асуп - Асеев....."
Вспомните на карте межевания Каргопольского уезда деревни называются как Грихнепа, Мелентьепа и т.д. Окончание "па". Улусы при Шарукане уже были. Очень много совпадений, наводит на размышления.
Олег- почётный житель
- Количество сообщений : 568
Возраст : 53
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
Где-то читал у одного из ханов было два сына, одного звали Чублак или Чублук, может и название деревни одноименной произошло от этого имени.
А можно ещё и такую гипотезу расмотреть: Кон - в картах место для карт, денег, -поставить на кон. Может и у нас Коноша обозначает - место чего либо.
А можно ещё и такую гипотезу расмотреть: Кон - в картах место для карт, денег, -поставить на кон. Может и у нас Коноша обозначает - место чего либо.
Nord_RU- Admin
- Количество сообщений : 787
Возраст : 39
Географическое положение : СПБ
Очки : 648
Репутация : 5
Дата регистрации : 2009-01-10
Про оленя и гуся на Моше (Няндомский район)
Мы идем в нужном направлении. Вспомните что я говорил о переводе названия Корбожского озера и реки с аналогичным названием. Жители близлежащих деревень особ трепетно относились к ГУСЮ, это был их тотем.
Цитата с сайта: http://antashiha.narod.ru/R1.htm
"....О праздновании этого дня здесь мне рассказали следующую легенду: Прежде,в «досельное» время накануне этого праздника (речь идет о дне св. Ильи) ежегодно к церкви прибегал олень и прилетал гусь,которых убивали и жарили. В день же праздника, т.е. 20-го июля, отслужив молебн и освятив пиво и мясо,резали последнее на мелкие куски и угощали весь приходящий на праздневство люд. При этом присутствовало и духовенство.Но вот,как-то однажды,не дождавшись оленя и гуся,убили в замен их священного быка (что это был за священный бык?-разъяснить мне этого никто не мог),вдруг прибегает олень и прилетает гусь и,увидав,что в жертву вместо их принесли быка, осердились и когда их хотели поймать,то они исчезли совсем, как-бы и небывало их. С той поры олень и гусь больше не показывались. Но колоть быков ко дню этого праздника вошло в обычай и лишь в последнее время священник запретил им это делать и теперь варится одно лишь пиво. В других местах,например,в Охтомице и Мехреньге,по преданию,прилетал в это время не гусь,а глухарь,т.е.глухой тетерев, но олень и там фигурирует обязательно...."
Цитата с сайта: http://antashiha.narod.ru/R1.htm
"....О праздновании этого дня здесь мне рассказали следующую легенду: Прежде,в «досельное» время накануне этого праздника (речь идет о дне св. Ильи) ежегодно к церкви прибегал олень и прилетал гусь,которых убивали и жарили. В день же праздника, т.е. 20-го июля, отслужив молебн и освятив пиво и мясо,резали последнее на мелкие куски и угощали весь приходящий на праздневство люд. При этом присутствовало и духовенство.Но вот,как-то однажды,не дождавшись оленя и гуся,убили в замен их священного быка (что это был за священный бык?-разъяснить мне этого никто не мог),вдруг прибегает олень и прилетает гусь и,увидав,что в жертву вместо их принесли быка, осердились и когда их хотели поймать,то они исчезли совсем, как-бы и небывало их. С той поры олень и гусь больше не показывались. Но колоть быков ко дню этого праздника вошло в обычай и лишь в последнее время священник запретил им это делать и теперь варится одно лишь пиво. В других местах,например,в Охтомице и Мехреньге,по преданию,прилетал в это время не гусь,а глухарь,т.е.глухой тетерев, но олень и там фигурирует обязательно...."
Олег- почётный житель
- Количество сообщений : 568
Возраст : 53
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08
Страница 12 из 24 • 1 ... 7 ... 11, 12, 13 ... 18 ... 24
Похожие темы
» Главы из книги С.Н.Конина "Коноша и коношане, легенды и хроника, факты и судьбы"
» Районный конкурс "Традиции Коношского района"
» Золотые голоса группы "Мираж" ("Музыка нас связала!")
» Главы из книги С.Н.Конина "Коноша и коношане - 2". Продолжение 2
» Незванные "шлюзы" интернета в ваших сетевых подключениях
» Районный конкурс "Традиции Коношского района"
» Золотые голоса группы "Мираж" ("Музыка нас связала!")
» Главы из книги С.Н.Конина "Коноша и коношане - 2". Продолжение 2
» Незванные "шлюзы" интернета в ваших сетевых подключениях
Форум п.Коноша :: О Коноше :: О посёлке
Страница 12 из 24
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|
Вт Янв 09, 2024 1:58 pm автор Олег
» Старое компьютерное железо, да и не только
Пн Апр 03, 2023 5:23 pm автор ua1osm
» Первая школа в Коноше
Сб Июн 05, 2021 6:55 pm автор ua1osm
» История Коноши и района в документах
Вт Сен 01, 2020 8:09 pm автор Олег
» Памятные даты Коноши
Вт Ноя 12, 2019 6:20 pm автор Олег
» Старые фото
Вс Ноя 18, 2018 11:24 pm автор Олег
» В.А.Сметанин "Начальный этап строительства Вологодско-Архангельской ж.д. на среднем строительном участке: из архивного дела пристава третьего стана Каргопольского уезда
Пт Ноя 16, 2018 6:32 pm автор Олег
» Памяти С.Н.Конина
Вт Ноя 06, 2018 12:12 pm автор Олег
» Покупки и продажи на интернет-аукционе www.eBay.com
Ср Сен 26, 2018 3:47 am автор ua1osm