Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
+7
solowjew
svk
Nord_RU
Олег
Admin
Виктор
ua1osm
Участников: 11
Форум п.Коноша :: О Коноше :: О посёлке
Страница 2 из 24
Страница 2 из 24 • 1, 2, 3 ... 13 ... 24
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
По поводу косвенных подтверждений:
в поселке, где я родился (район оз.Коношеозерского), фамилии Диев (Валдиево), Ваганов (Воже, Вага и т.д.), Вахрамеев до сих пор на слуху, спросите любого.
в поселке, где я родился (район оз.Коношеозерского), фамилии Диев (Валдиево), Ваганов (Воже, Вага и т.д.), Вахрамеев до сих пор на слуху, спросите любого.
Олег- почётный житель
- Количество сообщений : 568
Возраст : 54
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
Если посмотреть на ж. д. станции между Шарьей (вполне возможно, что название это происходит от Сарг-Шарг плотвы!!! Узнать бы насчет окончания ЬЯ - ШАРЬЯ, КУРЬЯ!!!) и Котельничем:
Юма, Капиданцы, Ацвеж, Метил, Оричи, Стрижи.
Сарга, Шарга (Сарги-Шарги) - река, где много плотвы?
Юма, Капиданцы, Ацвеж, Метил, Оричи, Стрижи.
Сарга, Шарга (Сарги-Шарги) - река, где много плотвы?
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
"оя" - ручей, но я нашел кое-что поинтереснее. Открыл "Список населенных мест Вологодской губернии за 1899 год", оказывается в Кадниковском уезде кроме Давыдовской волости с центром в д.Заречье, Кремлевской волости с центром в с.Кремлево была еще Ильинская волость с центром в д.Коншинская. Расстояние от уездного города Кадникова до волостного правления составляло: до Давыдовской -198, до Ильинской 65, до Кремлевской - 196. Надо посмотреть по карте не про нашу ли Коношу идет разговор.
Олег- почётный житель
- Количество сообщений : 568
Возраст : 54
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
Проверил по карте, к сожалению не она. Та д.Коншинская находилась где-то в районе Сямжы.
Олег- почётный житель
- Количество сообщений : 568
Возраст : 54
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
хорошая старая карта по адресу: http://f.foto.radikal.ru/0609/cb0be1a2b2bf.jpg
Олег- почётный житель
- Количество сообщений : 568
Возраст : 54
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
Интересная карта. Коношская гряда потерялась в ошибках картографа, это доказывает, насколько место было глухое и малоинтересное.
Конева тоже нет, но Федово есть. Странно, нет Бережной Дубровы, на Онеге, это рядом с Коневым, а там храм стоит 9-главый деревянный 1678 года...
Конева тоже нет, но Федово есть. Странно, нет Бережной Дубровы, на Онеге, это рядом с Коневым, а там храм стоит 9-главый деревянный 1678 года...
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
Еще одна старая карта по адресу: http://rodmurmana.narod.ru/maps/Olonec_Kargopol_uezd.ht
Обратите внимание: Ершевская, Коноша, Зеленая и на западе Куранинская. Шоноша написана как Шеноша. Шерыхановский, Нечаевская (Валдиевский) - мне кажется обозначены самые крупные населенные пункты на тот момент. Тогда возникает вопрос куда делись эти названия Ершевская, Куранинская.
Обратите внимание: Ершевская, Коноша, Зеленая и на западе Куранинская. Шоноша написана как Шеноша. Шерыхановский, Нечаевская (Валдиевский) - мне кажется обозначены самые крупные населенные пункты на тот момент. Тогда возникает вопрос куда делись эти названия Ершевская, Куранинская.
Олег- почётный житель
- Количество сообщений : 568
Возраст : 54
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
Там есть и еще интересный реликт - Волга. Ни разу не слышал, чтобы было такое название.
С озерами тоже не все в порядке. Белое вроде на месте, Кубенское тоже, Коношеозерское тоже есть.
Но есть и какие-то еще, или это ошибка картографа?
С озерами тоже не все в порядке. Белое вроде на месте, Кубенское тоже, Коношеозерское тоже есть.
Но есть и какие-то еще, или это ошибка картографа?
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
Скорее всего да, потому что Шерыхановский как-то вообще далеко от Коноши, но есть еще один интересный момент.
Цитата с сайта:http://www.arhpress.ru/konkur/2005/7/26/9.shtml
"Дальше тоже не все так просто. Тот же словарь Шанского и Бобровой дает и иное любопытное определение слову "кон". Оказывается, в древнерусском языке данное слово имело и такое значение, как "граница" (где что-то кончается и что-то начинается). Получается еще один вариант: "Коноша" - это "пограничная река"? Но если так, то что она разделяла, границей чего служила?"
Скорее всего Вологодские ребята недолго думая изменили слово "Канаши" на "Коноша", потому что для них она действительно была пограничной рекой между Олонецкой губерний и Вологодской, на карте это очень хорошо видно.
Цитата с сайта:http://www.arhpress.ru/konkur/2005/7/26/9.shtml
"Дальше тоже не все так просто. Тот же словарь Шанского и Бобровой дает и иное любопытное определение слову "кон". Оказывается, в древнерусском языке данное слово имело и такое значение, как "граница" (где что-то кончается и что-то начинается). Получается еще один вариант: "Коноша" - это "пограничная река"? Но если так, то что она разделяла, границей чего служила?"
Скорее всего Вологодские ребята недолго думая изменили слово "Канаши" на "Коноша", потому что для них она действительно была пограничной рекой между Олонецкой губерний и Вологодской, на карте это очень хорошо видно.
Олег- почётный житель
- Количество сообщений : 568
Возраст : 54
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
Что-то сомнительно, чтобы древние русичи так щепетильно устанавливали бы свои границы именно по рекам, да еще таким маленьким
речушкам. Никаких границ у них не было, а были понятия, как и нынче у новых русских, что отсюда - до сюда занято. Ушел на занятую кем-то территорию, и не пришел обратно. И никакой милиции тогда не было. Раз не пришел, значит, нарушил, замочили, и уже туда больше никто не ходил из его соплеменников.
речушкам. Никаких границ у них не было, а были понятия, как и нынче у новых русских, что отсюда - до сюда занято. Ушел на занятую кем-то территорию, и не пришел обратно. И никакой милиции тогда не было. Раз не пришел, значит, нарушил, замочили, и уже туда больше никто не ходил из его соплеменников.
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
По поводу названия одного из поселений "Волга"удивляться не стоит. Это лишний раз подтверждает, что еще до вепсов на этой территории проживали черемисы, выходцы с Волги. В их словаре наряду со словами озеро, река, ручей, болото, Море и Волга выделены отдельно: "Тенгез"-Море(с большой буквы), "Юл" - Волга(с большой буквы).
Олег- почётный житель
- Количество сообщений : 568
Возраст : 54
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
А может, это производное от Волошка? Или Волоша? Есть аналогия с Коношей.
И сама Волга, как недавно слышал я по ТВ, грил один академик, происходит от слова Влага. Много влаги, т. е. собирательное имя.
И сама Волга, как недавно слышал я по ТВ, грил один академик, происходит от слова Влага. Много влаги, т. е. собирательное имя.
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
Мне все-таки кажется, что скорее название Волоша появилось под воздействием языка черемисов. Все-таки память о Родине проходит через поколения. Тот же Шерыхановский - скорее всего произошел от имени собственного, потому что у черемисов были свои ханы и возможно одного из них звали "Шер".
Цитата с сайта:http://www.rustrana.ru/article.php?nid=34019
"Собственное имя черемис мари (мужчины), а чуваш курмары (горные люди). Они живут в Казанской и Нижегородской губерниях, больше на левой, нежели на правой стороне реки Волги. Жилища их простираются до самой Перми. И деревни лежат отчасти особо, а отчасти смежно с чувашскими и российскими. Породы они финской и говорят своим собственным, с финским наречием сходным языком. Но за неимением букв нет у них ни письменных, ни печатных дел. Во время господствования татар были они им подвластны и жили ближе к тогу, между Волгою и Доном. Они имели собственных ханов, будучи уже и под Российскою державою: но поколение оных пресеклось на Адае, весьма приверженном и покорном русскому престолу, — храбром владетеле. И теперь нет у них ни князей, ни дворян. Они упражнялись тогда в скотоводстве. Но мало-помалу сделались, подражая россиянам и по причине стеснений мест, землепашцами."
Цитата с сайта:http://www.rustrana.ru/article.php?nid=34019
"Собственное имя черемис мари (мужчины), а чуваш курмары (горные люди). Они живут в Казанской и Нижегородской губерниях, больше на левой, нежели на правой стороне реки Волги. Жилища их простираются до самой Перми. И деревни лежат отчасти особо, а отчасти смежно с чувашскими и российскими. Породы они финской и говорят своим собственным, с финским наречием сходным языком. Но за неимением букв нет у них ни письменных, ни печатных дел. Во время господствования татар были они им подвластны и жили ближе к тогу, между Волгою и Доном. Они имели собственных ханов, будучи уже и под Российскою державою: но поколение оных пресеклось на Адае, весьма приверженном и покорном русскому престолу, — храбром владетеле. И теперь нет у них ни князей, ни дворян. Они упражнялись тогда в скотоводстве. Но мало-помалу сделались, подражая россиянам и по причине стеснений мест, землепашцами."
Олег- почётный житель
- Количество сообщений : 568
Возраст : 54
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
Возможно, что Вы правы, Олег. Надо еще древнее карты поискать. Чем древнее, тем меньше искажений угорских имен.
А по озерам - смотрите, что откуда вытекает!
Интересно, что Кубенское озеро наиболее подверглось заболачиванию, как и Вокзальное болото, видимо, за счет стока рек,
а вот Глубокое, Сосновка и два коношских озера практически не заболачиваются, разве что последние - по перемычке.
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
По поводу проектирования Вологодско-Архангельской железной дороги очень интересная информация на сайте:
http://elibrary.karelia.ru/page.shtml?id=1410&levelID=012002007&num=242&picture=big
http://elibrary.karelia.ru/page.shtml?id=1410&levelID=012002007&num=242&picture=big
Олег- почётный житель
- Количество сообщений : 568
Возраст : 54
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
Это о Няндоме, там о ней есть кое-что еще. Но о Коноше ни слова.
Тем, кто не может открыть эту ссылку и прочитать текст, необходимо сначала зарегистрироваться на карельском сайте и получить доступ к библиотеке, но, хочу сказать, что сделав это, потом не пожалеете...
А вот точка слияния - устье речки из вокзального болота и Вели к западу от поселка. Я бы сказал, что Велью должна бы более логично называться речка к северу, она значительно шире ее южного притока. Хотя кто знает, как было раньше, может - наоборот. Сток из Коноши стал больше?
Тем, кто не может открыть эту ссылку и прочитать текст, необходимо сначала зарегистрироваться на карельском сайте и получить доступ к библиотеке, но, хочу сказать, что сделав это, потом не пожалеете...
А вот точка слияния - устье речки из вокзального болота и Вели к западу от поселка. Я бы сказал, что Велью должна бы более логично называться речка к северу, она значительно шире ее южного притока. Хотя кто знает, как было раньше, может - наоборот. Сток из Коноши стал больше?
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
цитата с сайта: http://litkarta.karelia.ru/library.shtml
Судя по преданiямъ, сохранившимся въ Каргопольскомъ уѣздѣ, главныя обиталища Чуди были въ восточной его части; наибольшее число этихъ преданiй сохранилось въ погостахъ Вохтомскомъ, Валдiевскомъ, Шожемскомъ и Лелемскомъ. При деревнѣ Иванинской, Валдiевскаго прихода, есть гора Городищева, съ лѣтней стороны отвѣсная на четверть версты. Въ ней прежде вырывали древнiя вещи. Подъ горою на бугрѣ лежала груда камней, отъ которой еще и теперь сохранились остатки. Въ 6-ти верстахъ отъ прихода, въ лѣсу, есть мѣсто, заросшее деревьями, въ длину 5, въ ширину 4 саж.; оно выложено камнемъ, въ видѣ фундамента, толщиною до аршина.
Подъѣзжая къ Шожемскому погосту, встрѣчаешь лежащiя по обѣимъ сторонамъ дороги возвышенiя, правильность которыхъ заставляетъ предполагать, что здѣсь было нѣкогда укрѣпленное становище какого-нибудь дреняго племени. Въ юговосточной части этихъ искусственныхъ насыпей, на лѣвой сторонѣ рѣчки Шожмы, находится курганъ, о которомъ сохранилось преданiе, какъ о могильномъ памятникѣ древняго вождя. Въ Лелемскомъ погостѣ, на запустѣвшемъ въ настоящее время древнемъ кладбищѣ, лѣтъ 60-ть тому назадъ были отыскиваемы небольшiе куски серебра, на которыхъ находились изображенiя животныхъ, копiй и другихъ
знаковъ. Въ Шалякужскомъ приходѣ указываютъ на поле, называемое «могилищемъ», гдѣ были похоронены тѣла Чуди; иногда находятъ здѣсь кости человѣческiя. Въ Лимскомъ приходѣ разсказываютъ, что Чудь нападала на здѣшнiя селенiя, грабила ихъ, перебила много народу. Въ 2-хъ верстахъ отъ озера Нименскаго на рѣкѣ Нименгѣ<?>, говорятъ, жила прежде Чудь и указываютъ на груды камня и кирпича. Въ Надпорожскомъ приходѣ, недалеко отъ церкви, есть ровное, небольшое мѣсто, которое и теперь называется Бѣлоглазово, потому что здѣсь жила «бѣлоглазая Чудь»: когда она хотѣла напасть и ограбить церковь и жителей, то сама ослѣпла и перебила другъ друга. Въ Лелемскомъ приходѣ находится отдѣльное кладбище, подлѣ самой церкви, на небольшомъ бугрѣ, поросшее толстымъ осинникомъ, который по какому-то повѣрью ни кѣмъ не истребляется. Здѣсь, говорятъ, то же похоронена Чудь.
Съ преданiями о Чуди перемѣшаны смутныя представленiя народа о язычникахъ, въ которыхъ не мудрено угадать иногда туже Чудь. Разсказываютъ, напр., что названiе прихода Валдiевскаго произошло отъ совершавшихся здѣсь на одномъ мѣстѣ жертвоприношенiй идолу Дiю. Приносили въ жертву воловъ, отсюда и названiе: Волъ-Дiю, Валъ-Дiю. Здѣсь же противъ церкви, за озеромъ, есть урочища Конырево, Тарайки, Залозные, гдѣ жили язычники Коныря, Тарай и Залазя, но древняго признака жилья уже нѣтъ.
Судя по преданiямъ, сохранившимся въ Каргопольскомъ уѣздѣ, главныя обиталища Чуди были въ восточной его части; наибольшее число этихъ преданiй сохранилось въ погостахъ Вохтомскомъ, Валдiевскомъ, Шожемскомъ и Лелемскомъ. При деревнѣ Иванинской, Валдiевскаго прихода, есть гора Городищева, съ лѣтней стороны отвѣсная на четверть версты. Въ ней прежде вырывали древнiя вещи. Подъ горою на бугрѣ лежала груда камней, отъ которой еще и теперь сохранились остатки. Въ 6-ти верстахъ отъ прихода, въ лѣсу, есть мѣсто, заросшее деревьями, въ длину 5, въ ширину 4 саж.; оно выложено камнемъ, въ видѣ фундамента, толщиною до аршина.
Подъѣзжая къ Шожемскому погосту, встрѣчаешь лежащiя по обѣимъ сторонамъ дороги возвышенiя, правильность которыхъ заставляетъ предполагать, что здѣсь было нѣкогда укрѣпленное становище какого-нибудь дреняго племени. Въ юговосточной части этихъ искусственныхъ насыпей, на лѣвой сторонѣ рѣчки Шожмы, находится курганъ, о которомъ сохранилось преданiе, какъ о могильномъ памятникѣ древняго вождя. Въ Лелемскомъ погостѣ, на запустѣвшемъ въ настоящее время древнемъ кладбищѣ, лѣтъ 60-ть тому назадъ были отыскиваемы небольшiе куски серебра, на которыхъ находились изображенiя животныхъ, копiй и другихъ
знаковъ. Въ Шалякужскомъ приходѣ указываютъ на поле, называемое «могилищемъ», гдѣ были похоронены тѣла Чуди; иногда находятъ здѣсь кости человѣческiя. Въ Лимскомъ приходѣ разсказываютъ, что Чудь нападала на здѣшнiя селенiя, грабила ихъ, перебила много народу. Въ 2-хъ верстахъ отъ озера Нименскаго на рѣкѣ Нименгѣ<?>, говорятъ, жила прежде Чудь и указываютъ на груды камня и кирпича. Въ Надпорожскомъ приходѣ, недалеко отъ церкви, есть ровное, небольшое мѣсто, которое и теперь называется Бѣлоглазово, потому что здѣсь жила «бѣлоглазая Чудь»: когда она хотѣла напасть и ограбить церковь и жителей, то сама ослѣпла и перебила другъ друга. Въ Лелемскомъ приходѣ находится отдѣльное кладбище, подлѣ самой церкви, на небольшомъ бугрѣ, поросшее толстымъ осинникомъ, который по какому-то повѣрью ни кѣмъ не истребляется. Здѣсь, говорятъ, то же похоронена Чудь.
Съ преданiями о Чуди перемѣшаны смутныя представленiя народа о язычникахъ, въ которыхъ не мудрено угадать иногда туже Чудь. Разсказываютъ, напр., что названiе прихода Валдiевскаго произошло отъ совершавшихся здѣсь на одномъ мѣстѣ жертвоприношенiй идолу Дiю. Приносили въ жертву воловъ, отсюда и названiе: Волъ-Дiю, Валъ-Дiю. Здѣсь же противъ церкви, за озеромъ, есть урочища Конырево, Тарайки, Залозные, гдѣ жили язычники Коныря, Тарай и Залазя, но древняго признака жилья уже нѣтъ.
Олег- почётный житель
- Количество сообщений : 568
Возраст : 54
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
цитата с сайта: http://litkarta.karelia.ru/library.shtml
Празднованiе дня Илiи Пророка
въ Вохтомѣ, Олонецкой губ.
Не смотря на то, что со времени принятiя Русью христiанства прошло уже тысячелѣтiе, но и до сихъ поръ слѣды язычества замѣтны въ нѣкоторыхъ народныхъ обычаяхъ; въ особенности среди населенiя глухихъ деревень; вотъ насколько живуча въ народѣ сила обрядовъ и обычаевъ. Къ числу такихъ обычаевъ безпорно, думается, можно отнести своеобразное празднованiе дня Илiи Пророка – 20 Iюля ‑ , практикуемое въ нѣкоторыхъ мѣстностяхъ нашего Сѣвера Россiи. Возьмемъ, напр., мѣстность Вохтому (Мелентьевская волость), Каргопольскаго уѣзда, Олонецкой губ., гдѣ празднованiе этого дня сопряжено даже съ приношенiемъ жертвы, въ количествѣ 6-ти быковъ.
Вохтома заключаетъ въ себѣ, надо сказать, 6 деревень, и каждая изъ этихъ деревень ежегодно воспитываетъ по одному быку для дня Илiи Пророка, каковые быки и называются «жертвенными» и 20-го Iюля приводятся къ мѣстной церкви, гдѣ ихъ торжественно закалываютъ, варятъ и по освященiи раскидываютъ кусками въ толпу народа, нарочно сбирающагося въ этотъ день къ церкви, нерѣдко не изъ своего только прихода, но даже изъ весьма дальнихъ.
Самый же процессъ убоя быковъ и раздача мяса народу настолько интересны, что мы считаемъ нужнымъ сказать объ этомъ подробнѣе: Возлѣ церков[ъ]/ь/, на самомъ берегу р. Вохтомки, приведенные для жертвы быки становятся головами на Востокъ и затѣмъ одинъ изъ толпы (какъ бы жрецъ) подходитъ къ первому быку и ударяетъ его по лбу обухомъ топора; когда же быкъ упадетъ на землю, тогда немедленно подхватываютъ его нѣсколько человѣкъ изъ толпы и повертываютъ головою къ самой водѣ, послѣ чего тотъ же палачъ [перезыв] перерѣзываетъ быку горло и кровь спускаетъ въ водуХ. Такимъ образомъ убиваются всѣ 6 быковъ и, по снятiи кожъ, туши ихъ разсѣкаются на куски, фунта по 3 каждый и варятся [изъ] тутъ же на берегу рѣки въ двухъ громадныхъ желѣзныхъ котлахъ (собственность церкви), принаравливая, чтобы мясо сварилось къ окончанiю обѣдни. Во все время этого процесса говорить что-либо присутствовавшимъ строго воспрещается; все это дѣлается при гробовомъ молчанiи тысячной толпы. Когда же мясо сварилось, кладутъ его въ деревянные ушаты и несутъ къ церкви, гдѣ и ставятъ на паперть. По окончанiи литургiи, священникъ выходитъ на паперть и благословляетъ народъ, что и служитъ поводомъ къ начатiю раздачи кусковъ мяса, ‑ вотъ тутъ-то и начнется самая безобразнѣйшая суматоха: крикъ, визгъ, брань, слезы и хохотъ!...
Дѣло въ томъ, что эти куски мяса не подаются въ руки, а бросаются изъ окна паперти прямо на улицу, въ толпу (кому во что попадетъ: въ носъ, голову или спину ‑ безразлично), стѣною стоящаго и ждущаго этихъ кусковъ народа и каждый изъ толпы старается схватить ихъ больше или вырвать схваченный другимъ, и бѣда, если кто-либо нечаянно упадетъ – его совсѣмъ замнутъ, и[з]/с/калечатъ при такой бѣшенной схваткѣ. Но вотъ кусковъ мяса остается уже не много, бросанiе прекращается, кладутъ остатки въ ушаты и выносятъ на улицу для раздачи бѣднымъ, но и тутъ какъ бы обезумѣвшая толпа быстро окружаетъ носильщиковъ, спихиваетъ ихъ съ ногъ, самовольно съ хохотомъ, а нерѣдко съ руганью и «потасовкой» отбиваетъ остатки мяса. Расхваченное мясо тотчасъ же и ѣдятъ, а нѣкоторые уносятъ и домой, хотя это /послѣднее/ и считается грѣхомъ.
Женщины въ такой схваткѣ не участвуютъ.
На нашъ вопросъ: почему допускается такое безобразiе при раздачѣ мяса и не лучше-ли бы раздавать его желающимъ прямо въ руки, болѣе благородно, тѣмъ болѣе, что это происходитъ чуть-чуть не въ самой церкви, одинъ старичекъ отвѣтилъ, что «такъ надо, это Илья любитъ», а иначе «не будетъ веселъ»...
Оказывается, какъ видите, что такимъ безобразiемъ, какъ: ‑ драки, толкотня, хохотъ и слезы – вохтомичи мечтаютъ вызвать у Илiи Пророка хорошее расположенiе духа... Ну, это-ли не остатокъ язычества?..
А. Ш.
Празднованiе дня Илiи Пророка
въ Вохтомѣ, Олонецкой губ.
Не смотря на то, что со времени принятiя Русью христiанства прошло уже тысячелѣтiе, но и до сихъ поръ слѣды язычества замѣтны въ нѣкоторыхъ народныхъ обычаяхъ; въ особенности среди населенiя глухихъ деревень; вотъ насколько живуча въ народѣ сила обрядовъ и обычаевъ. Къ числу такихъ обычаевъ безпорно, думается, можно отнести своеобразное празднованiе дня Илiи Пророка – 20 Iюля ‑ , практикуемое въ нѣкоторыхъ мѣстностяхъ нашего Сѣвера Россiи. Возьмемъ, напр., мѣстность Вохтому (Мелентьевская волость), Каргопольскаго уѣзда, Олонецкой губ., гдѣ празднованiе этого дня сопряжено даже съ приношенiемъ жертвы, въ количествѣ 6-ти быковъ.
Вохтома заключаетъ въ себѣ, надо сказать, 6 деревень, и каждая изъ этихъ деревень ежегодно воспитываетъ по одному быку для дня Илiи Пророка, каковые быки и называются «жертвенными» и 20-го Iюля приводятся къ мѣстной церкви, гдѣ ихъ торжественно закалываютъ, варятъ и по освященiи раскидываютъ кусками въ толпу народа, нарочно сбирающагося въ этотъ день къ церкви, нерѣдко не изъ своего только прихода, но даже изъ весьма дальнихъ.
Самый же процессъ убоя быковъ и раздача мяса народу настолько интересны, что мы считаемъ нужнымъ сказать объ этомъ подробнѣе: Возлѣ церков[ъ]/ь/, на самомъ берегу р. Вохтомки, приведенные для жертвы быки становятся головами на Востокъ и затѣмъ одинъ изъ толпы (какъ бы жрецъ) подходитъ къ первому быку и ударяетъ его по лбу обухомъ топора; когда же быкъ упадетъ на землю, тогда немедленно подхватываютъ его нѣсколько человѣкъ изъ толпы и повертываютъ головою къ самой водѣ, послѣ чего тотъ же палачъ [перезыв] перерѣзываетъ быку горло и кровь спускаетъ въ водуХ. Такимъ образомъ убиваются всѣ 6 быковъ и, по снятiи кожъ, туши ихъ разсѣкаются на куски, фунта по 3 каждый и варятся [изъ] тутъ же на берегу рѣки въ двухъ громадныхъ желѣзныхъ котлахъ (собственность церкви), принаравливая, чтобы мясо сварилось къ окончанiю обѣдни. Во все время этого процесса говорить что-либо присутствовавшимъ строго воспрещается; все это дѣлается при гробовомъ молчанiи тысячной толпы. Когда же мясо сварилось, кладутъ его въ деревянные ушаты и несутъ къ церкви, гдѣ и ставятъ на паперть. По окончанiи литургiи, священникъ выходитъ на паперть и благословляетъ народъ, что и служитъ поводомъ къ начатiю раздачи кусковъ мяса, ‑ вотъ тутъ-то и начнется самая безобразнѣйшая суматоха: крикъ, визгъ, брань, слезы и хохотъ!...
Дѣло въ томъ, что эти куски мяса не подаются въ руки, а бросаются изъ окна паперти прямо на улицу, въ толпу (кому во что попадетъ: въ носъ, голову или спину ‑ безразлично), стѣною стоящаго и ждущаго этихъ кусковъ народа и каждый изъ толпы старается схватить ихъ больше или вырвать схваченный другимъ, и бѣда, если кто-либо нечаянно упадетъ – его совсѣмъ замнутъ, и[з]/с/калечатъ при такой бѣшенной схваткѣ. Но вотъ кусковъ мяса остается уже не много, бросанiе прекращается, кладутъ остатки въ ушаты и выносятъ на улицу для раздачи бѣднымъ, но и тутъ какъ бы обезумѣвшая толпа быстро окружаетъ носильщиковъ, спихиваетъ ихъ съ ногъ, самовольно съ хохотомъ, а нерѣдко съ руганью и «потасовкой» отбиваетъ остатки мяса. Расхваченное мясо тотчасъ же и ѣдятъ, а нѣкоторые уносятъ и домой, хотя это /послѣднее/ и считается грѣхомъ.
Женщины въ такой схваткѣ не участвуютъ.
На нашъ вопросъ: почему допускается такое безобразiе при раздачѣ мяса и не лучше-ли бы раздавать его желающимъ прямо въ руки, болѣе благородно, тѣмъ болѣе, что это происходитъ чуть-чуть не въ самой церкви, одинъ старичекъ отвѣтилъ, что «такъ надо, это Илья любитъ», а иначе «не будетъ веселъ»...
Оказывается, какъ видите, что такимъ безобразiемъ, какъ: ‑ драки, толкотня, хохотъ и слезы – вохтомичи мечтаютъ вызвать у Илiи Пророка хорошее расположенiе духа... Ну, это-ли не остатокъ язычества?..
А. Ш.
Олег- почётный житель
- Количество сообщений : 568
Возраст : 54
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
цитата с сайта:http://vottovaara.ru/karelia/obrad/kalen.html
В праздничный день деревенские жители собирались у священного места, которым могли быть как часовня или церковь, так и святилища языческого происхождения - камень, дерево, ручей. К этому месту пригоняли животных порою за несколько километров. Праздник начинался с оставления на священном месте "завета" (жертвы). Это были полотенца, платки, отрезы ткани, выпечные изделия, яйца, деньги. Но главными считались все же продукты животноводства: шерсть, масло, сметана, молоко, творог После оставления "заветов" следовали церковные ритуалы: священник читал молитвы, зажигали свечи. Из часовни выносили иконы и под ними прогоняли скот. В северновепсских деревнях торжественная часть заветного праздника заканчивалась окроплением скота святой водой. У средних и южных вепсов праздничная процессия с иконами обычно шла к озеру или реке. Там священник святил воду, в которой затем купали скот. Если заветный праздник был связан не с охраной скота, а с идеей общего благополучия, то в ритуалах прохождения под иконами, окропления и купания принимали участие и люди. У белозерских вепсов бытовала и другая форма заветных праздников, обязательно включающая заклание баранов и быков и коллективные трапезы. Такие праздники в вепсских деревнях, как и в карельских, проводились в определенные дни. Так, в Куе и Войлахте это было первое воскресенье после Петрова дня и первое воскресенье после Успения, в Пондале и Сяргозере - Ильин день. В праздничный день жители деревни пригоняли завещанных животных к часовне или церкви Забой животных проводился строго по традиции, архаическим способом, т.е. без ножа и топора, а только с помощью камней. Пока в церкви шла обедня, происходила разделка туш и варка мяса в котлах. После обедни все члены общины и представители духовенства садились за устроенные у церкви длинные столы. На них ставили большие деревянные чаши с бульоном и мясом, и едоки "всем миром" черпали из них деревянными ложками.
В праздничный день деревенские жители собирались у священного места, которым могли быть как часовня или церковь, так и святилища языческого происхождения - камень, дерево, ручей. К этому месту пригоняли животных порою за несколько километров. Праздник начинался с оставления на священном месте "завета" (жертвы). Это были полотенца, платки, отрезы ткани, выпечные изделия, яйца, деньги. Но главными считались все же продукты животноводства: шерсть, масло, сметана, молоко, творог После оставления "заветов" следовали церковные ритуалы: священник читал молитвы, зажигали свечи. Из часовни выносили иконы и под ними прогоняли скот. В северновепсских деревнях торжественная часть заветного праздника заканчивалась окроплением скота святой водой. У средних и южных вепсов праздничная процессия с иконами обычно шла к озеру или реке. Там священник святил воду, в которой затем купали скот. Если заветный праздник был связан не с охраной скота, а с идеей общего благополучия, то в ритуалах прохождения под иконами, окропления и купания принимали участие и люди. У белозерских вепсов бытовала и другая форма заветных праздников, обязательно включающая заклание баранов и быков и коллективные трапезы. Такие праздники в вепсских деревнях, как и в карельских, проводились в определенные дни. Так, в Куе и Войлахте это было первое воскресенье после Петрова дня и первое воскресенье после Успения, в Пондале и Сяргозере - Ильин день. В праздничный день жители деревни пригоняли завещанных животных к часовне или церкви Забой животных проводился строго по традиции, архаическим способом, т.е. без ножа и топора, а только с помощью камней. Пока в церкви шла обедня, происходила разделка туш и варка мяса в котлах. После обедни все члены общины и представители духовенства садились за устроенные у церкви длинные столы. На них ставили большие деревянные чаши с бульоном и мясом, и едоки "всем миром" черпали из них деревянными ложками.
Олег- почётный житель
- Количество сообщений : 568
Возраст : 54
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
Зайдите на сайт: http://orel.rsl.ru/nettext/scan/atlas/atlas/pages/map08.htm качество карты не ахти какое, но кое-что прочитать можно.
Олег- почётный житель
- Количество сообщений : 568
Возраст : 54
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
карта из атласа Российской империи 1745 года
Олег- почётный житель
- Количество сообщений : 568
Возраст : 54
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/6/6d/Karta_Vologodskogo_namestnichestva.jpg
Вологодское наместничество - 1780 год.
А где ссылка на карту 1745 года?
Вологодское наместничество - 1780 год.
А где ссылка на карту 1745 года?
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
карта здесь: http://orel.rsl.ru/nettext/scan/atlas/atlas/pages/map08.htm
Очень интересует Ваше мнение.
Очень интересует Ваше мнение.
Олег- почётный житель
- Количество сообщений : 568
Возраст : 54
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
Пожалуй, эта карта поточнее всех остальных старых карт. Ошиблись лишь с течением Кубены.
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
Тему строительства Вологодско-Архангельской железной дороги изучал в свое время Теребов Владимир Никандрович, уроженец г.Харовска, сейчас живет в г.Саранске. На эту тему им написано несколько монографий. Очень подробно разобрана история возникновения ст.Харовская. В своей книге "Харовск. - Кубино-Лещево-Харовская-Харовск" он утверждает, что "план Вологодско-Архангельской линии 1895 года наносился на Специальную карту Европейской России - прекрасное крупномасштабное издание военно-топографического отдела Главного штаба (выходила отдельными листами в течение многих лет)". Харовская расположена на листе №55. На листе №69 - Вельск, на листе №54 - Каргополь. Нас скорее всего интересует лист №54. Может быть имеет смысл связаться с Теребовым В.Н., попросить поделиться своими мыслями по интересующему нас вопросу? Если я не ошибаюсь с ним можно связаться по электронному адресу: a_g_baranov@mail.ru
Олег- почётный житель
- Количество сообщений : 568
Возраст : 54
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08
Страница 2 из 24 • 1, 2, 3 ... 13 ... 24
Похожие темы
» Главы из книги С.Н.Конина "Коноша и коношане, легенды и хроника, факты и судьбы"
» Районный конкурс "Традиции Коношского района"
» Золотые голоса группы "Мираж" ("Музыка нас связала!")
» Главы из книги С.Н.Конина "Коноша и коношане - 2". Продолжение 2
» Незванные "шлюзы" интернета в ваших сетевых подключениях
» Районный конкурс "Традиции Коношского района"
» Золотые голоса группы "Мираж" ("Музыка нас связала!")
» Главы из книги С.Н.Конина "Коноша и коношане - 2". Продолжение 2
» Незванные "шлюзы" интернета в ваших сетевых подключениях
Форум п.Коноша :: О Коноше :: О посёлке
Страница 2 из 24
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Вт Янв 09, 2024 1:58 pm автор Олег
» Старое компьютерное железо, да и не только
Пн Апр 03, 2023 5:23 pm автор ua1osm
» Первая школа в Коноше
Сб Июн 05, 2021 6:55 pm автор ua1osm
» История Коноши и района в документах
Вт Сен 01, 2020 8:09 pm автор Олег
» Памятные даты Коноши
Вт Ноя 12, 2019 6:20 pm автор Олег
» Старые фото
Вс Ноя 18, 2018 11:24 pm автор Олег
» В.А.Сметанин "Начальный этап строительства Вологодско-Архангельской ж.д. на среднем строительном участке: из архивного дела пристава третьего стана Каргопольского уезда
Пт Ноя 16, 2018 6:32 pm автор Олег
» Памяти С.Н.Конина
Вт Ноя 06, 2018 12:12 pm автор Олег
» Покупки и продажи на интернет-аукционе www.eBay.com
Ср Сен 26, 2018 3:47 am автор ua1osm