Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
+7
solowjew
svk
Nord_RU
Олег
Admin
Виктор
ua1osm
Участников: 11
Форум п.Коноша :: О Коноше :: О посёлке
Страница 1 из 24
Страница 1 из 24 • 1, 2, 3 ... 12 ... 24
Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
А теперь о самом интересном - откуда есть пошла коношская земля. Итак, действительно ли купцы определили место на болоте как будущую станцию или нечто другое? Личное мое мнение, что Ваша гипотеза ошибочна. И вот почему.
Как вообще строятся железные дороги? В конце прошлого века это было уже довольно отработанным местом, почти классикой. Мало что изменилось и на сегодня, надо сказать.
Во-первых, составляется техзадание на проектирование. Составляют его комиссии при правительстве или иные подобные органы, в общем- заказчик (государство) в адрес подрядчика - частной компании в данном случае, либо государства же в советское время и т. д. Вот здесь и указываются различные пожелания, куда и зачем идет дорога, просьбы и требования купцов, военных, губерний, земств и т. д. Так что, Ваши купцы должны были дать свои пожелания задолго до прихода к ним рельсового пути, а уже потом менять что-то было бы слишком поздно.
По техзаданию составляется проект либо подрядчиком, либо специальной организацией, в советские времена этим занимались проектные институты Гипротрансстрой и др. Министерства транспортного строительства. Проект, как правило, во все времена носил весьма приблизительный характер, и сметные расходы многократно превышались фактически. Найти проект Саввы Мамонтова, я думаю, можно. Надо обратиться в МПС, а также в ведущие учебные институты - МИИТ и ЛИИЖТ (ныне ПГУПС). Во всяком случае, там скажут, в каких архивах его следует искать. Проект включает и очень существенную стадию - проведение изысканий по трассе, то есть определение точного положения самой трассы на карте. Для выполнения этих работ привлекаются различные специалисты - топографы, геологи, экономисты, тяговики, и др. Причем, первоначальное содержание техзадания подвергается ревизии, в случае особо негативных результатов изысканий, понуждающих отказаться от строительства станций в том или ином неблагоприятном или невыгодном экономически месте. Так, если Вы посмотрите на крупномасштабную карту Коноши и окрестностей (возьмите карту масштаба 1 см: 250 м, имеющуюся в Автодоре области, копия ее есть и в Коноше) то увидите, что Коношская гряда стала для профессионалов-изыскателей крепким орешком. Взять ее в лоб не получилось, и для того, чтобы достичь Коноши, дорога заходит на гряду как бы слева. То есть, с юго-запада на северо-восток. Перепад высот здесь 30-40 метров, и для крошечных узкоколейных паровозиков конца XIX века - это серьезное препятствие. Несомненно, что это место было в техзадании, иначе проще бы было вообще обойти гряду слева и не проводить огромные объемы земляных работ по многочисленным выемкам для снижения величин руководящих(определяющих вес будущего поезда) подъемов. Тем не менее, на перегонах Лухтонга - Ерцево - Перхино -Колфонд было достигнуто еще приемлемое значение уклонов, ситуация с севера и, особенно, с востока - много сложнее.
Кто проводил изыскания в то время? На сохранившихся чугунных реперах, вмурованных в стены водонапорных башен Лухтонги, Коноши, Вандыша отлита надпись: «товарищество военных топографовъ» или что-то вроде этого. Вероятно, они и проводили основную работу по изысканиям.
Теперь самый пикантный вопрос: что побудило проектировщиков поставить станцию на жутчайшем болоте, которое еще и имеет под собой подземное озеро немеряной глубины? И вообще - как расставляются станции по трассе? Их что, каждый раз купцы расставляют и взятки дают? Вот здесь-то нам с Вами и пригодился бы либо проект Мамонтова, либо тип и серия того локомотива, что должен был таскать вагоны по трассе. Дело в том, что для данного типа локомотива, профиля пути, веса поезда существует понятие «тяговое плечо». Что же это такое?
Есть наивные люди (их много), которые полагают, садясь в поезд, что данный тепловоз и данный машинист довезут их аж до теплого Сочи или Москвы в том же экипаже, что и в момент отправления. Есть даже песня очень известного коллектива; кажется, она называется «Комсомольская площадь». Там поется: «Хорошо машинистам: их дело простое - в Ленинграде сегодня, а завтра - в Ростове» Если бы о летчиках, то это так. Но хотел бы я посмотреть на машиниста, который из Ростова повел бы состав в Ленинград. Во-первых, я сомневаюсь, что он довел бы его вообще, так как состав надо вести круглосуточно, а продолжительность рабочего времени любого члена локомотивной бригады не должна превышать 12 часов с момента явки на работу до момента ухода из депо. Иначе возможны тяжкие последствия. Бригада имеет право по истечении 12 часов нахождения на работе, коль скоро кто-то о ней не позаботился, опустить пантограф электровоза, закрутить тормоза, подложить тормозные башмаки под бандажи колес состава, запереть кабину локомотива и уйти отдыхать. И никто, даже министр ничего не посмеет сказать уставшим машинистам. В моей практике один такой случай был...Во-вторых, машинисты и помощники обкатываются на данном участке (тяговом плече) месяцами и годами, знают тут каждый уклон и каждый сигнал, и когда сверкнут глаза лисицы в той кривой, потому как только разминулись со скорым, а там ресторан, а лиса вышла поискать объедки...А ведя поезд по совершенно незнакомому участку от Питера до Ростова, можно и красный проехать, и массу других дел натворить...Маразм поэта, одним словом. Надо знать, о чем пишешь!
Кроме критерия рабочего времени, тяговые плечи рассчитываются, исходя из максимального веса поездов на данном плече, их скорости, наличия условий для комфортного отдыха бригад (наличие домов отдыха), и так далее. Скажем, пример такой. У нас в ТЧ-1 было три тяговых плеча: Ярославль - Данилов на север (75 км), Ярославль - Александров (180 км) и Ярославль - Орехово (250 км) на юг. Северное плечо - значительно меньше нормы, это обусловлено конечным пунктом электротяги на постоянном токе, туда мы иногда оборачивались два, а то и три раза за одну явку. На юг - длины оптимальные, а на Орехово - даже тяжелая с некоторыми поездами и плохим графиком. Это с грузовыми поездами. В то же время московские машинисты депо Москва-3 водят все пассажирские поезда из Москвы до Данилова. Это одно плечо для них. Скорости у них приличные, пропускают пассажирские хорошо - почему бы не ехать?
Мы, разумеется, не станем анализировать расстановку плеч досконально для тех далеких времен, однако, вспомним о том, что для паровозов был еще и такой критерий, как наличие воды. Вода была особенно нужна для преодоления наиболее крутых, т. е. руководящих подьемов. В случае с Коношей и маленькими паровозиками надо бы еще знать среднюю расчетную скорость, или техническую скорость состава. Полагаю, что по тем временам она была где-то 15-20 км/ час и складывалась из суммирования времени в пути, остановок для пополнения воды, дров, смазки букс и т. д. Еще мы учтем то обстоятельство, что на ст. Вожега мамонтовские инженеры заложили локомотивное депо - оно есть там и сейчас, в законсервированном виде. Итак, вожегодские машинисты имели два плеча в те далекие времена - одно до Вологды, второе до Няндомы. Более на этих участках никаких старинных депо нет и не было никогда. Однако, заметим сразу, что плечо Вожега - Няндома имеет длину 60+90 км=150 км и при технической скорости 15 км в час невыполнимо. Следовательно, проектировщик должен был подумать о пункте оборота, которым и должна была явиться гипотетическая Коноша. Логически правильно было бы создать этот пункт на середине 150 км участка, то есть в 75 км и от Няндомы, и от Вожеги, то есть в Мелентьевском, что совершенно логично предполагалось в первоначальном варианте проекта. То же имело место и на юг от Вожеги (Харовская), но это нас не интересует. Так все же почему Коноша оказалась на 20 км южнее? Мне кажется, что это решили три фактора: наличие и расстановка пунктов забора воды( Лухтонга, Вандыш), расстояния до них, а также продольный профиль пути. Итак, первым остановочным пунктом после Вожеги через 30 км определяется Лухтонга.
Факторы все за нее: отличная незаболоченная площадка, наличие хорошего источника водоснабжения (р. Сенная), впереди тяжелые для маленьких паровозиков подъемы на Коношскую гряду, то есть вода нужна именно сейчас. Примерно то же для поездов, идущих с севера на гряду из Вандыша. Сразу за тяжелейшим подьемом на гряду на перегоне Фоминская - Мелентьевский должна была бы находиться станция оборота Коноша. Однако, расстояние от Вандыша до этого места еще слишком мало, а расстояние для южного поезда - слишком велико. К тому же, обустраивать большую станцию вплотную к руководящему уклону чревато - при недосмотрах вагоны могут убежать вниз к Вандышу и вызвать крушение...Станция ведь создается, возможно, на века...С точки зрения профиля, идеальным местом был, конечно, Ширихановский, я думаю, немало инженеров повздыхало и почертыхалось, прикидывая станцию именно в этом месте, но из-за отсутствия воды поблизости отказалось от него совершенно решительно.
Вот тут-то и привлекло внимание проектировщиков небольшое болотце в котловане, окруженном со всех сторон возвышенностями.
Вероятно, будь в распоряжении инженеров землеройная техника похлеще, линию можно было бы провести и по берегу Нижнего озера; однако, их смутила пара высоток, вставших на пути трассы - это та высотка, на которую поднимается ветка на Мирный (222 м) и вторая рядом с ней в паре километров - на середине между Коношей и Ширихановским.Уже сейчас все это можно будет неплохо поглядеть в интернет-программе Google Earth, которая распространяется бесплатно, дистрибутив можно скачать с сайта www.google.com найдя в этом поисковике или в Яндексе.
Там видно, что высотка между Коношей и Ширихановским является определяющей и пиковой точкой всей Коношской гряды, где-то 234 метра, если не ошибаюсь. Хорошо помню из детства, как преподаватель физкультуры водил нас туда на лыжах кататься, там были очень неплохие горки. Поэтому, кроме преодоления этого болота, ничего другого строителям не оставалось…Пришлось с ним Мамонтову капитально возиться и потратить уйму денег и времени на его засыпку. Разумеется, сегодня дорога прошла бы совершенно по другому, предполагая наличие мощных электровозов, прокладку ЛЭП, компьютерное проектирование, отсутствие необходимости привязок к воде и оборотных депо, а самое главное – возможности современной землеройной техники. Я думаю, что это была бы почти совершенно прямая линия, наподобие железной дороги Москва – СПб. Во всяком случае, прямых участков на ней было бы значительно больше, что отчетливо видно по новому отрезку Вельской линии. И Коноша, как транспортно-эксплуатационная точка, остановочный пункт, вообще не была бы на такой новой дороге создана, если бы не было рядом крупных населенных пунктов…Именно ввиду вышесказанного я склонен полагать, что существующее место образования поселка Коноша было принято строителями дороги тех лет интуитивно во изменение проекта, исходя из эксплуатационных соображений, однако - оно не было самым худшим для людей. Самая высокая точка, "макушка" возвышенности делает это место очень красивым ландшафтом для создания в будущем прекрасной инфраструктуры небольшого, но очень уютного города. Подходы к высоткам и грядам могут застраиваться коттеджами и красивыми многоквартирными домами (то место, где ранее стояла нефтебаза, портившая экологию). Таких мест, оставшихся от никчемных "строек коммунизма", в Коноше хватает. Одни руины комбикормового завода чего стоят. Очень хорошо, что советский премьер Косыгин явился буквально спасителем Коноши и не подписал проект строительства в этом месте металлургического завода, который был построен южнее, в Череповце. Бедный Череповец! Его жителям можно посочувствовать…Поэтому Коноша, с ее очаровательными болотцами и озерами может стать, как говорят ученые-экологи, самым чистым экологически местом Архангельской области. Немало этому способствует и внедренная на железной дороге электротяга и уход значительной части тепловозов – очень неэкологичных машин с территории желдорстанции. (Продолжение - в книге "Коноша и коношане" С. Н. Конина)
Как вообще строятся железные дороги? В конце прошлого века это было уже довольно отработанным местом, почти классикой. Мало что изменилось и на сегодня, надо сказать.
Во-первых, составляется техзадание на проектирование. Составляют его комиссии при правительстве или иные подобные органы, в общем- заказчик (государство) в адрес подрядчика - частной компании в данном случае, либо государства же в советское время и т. д. Вот здесь и указываются различные пожелания, куда и зачем идет дорога, просьбы и требования купцов, военных, губерний, земств и т. д. Так что, Ваши купцы должны были дать свои пожелания задолго до прихода к ним рельсового пути, а уже потом менять что-то было бы слишком поздно.
По техзаданию составляется проект либо подрядчиком, либо специальной организацией, в советские времена этим занимались проектные институты Гипротрансстрой и др. Министерства транспортного строительства. Проект, как правило, во все времена носил весьма приблизительный характер, и сметные расходы многократно превышались фактически. Найти проект Саввы Мамонтова, я думаю, можно. Надо обратиться в МПС, а также в ведущие учебные институты - МИИТ и ЛИИЖТ (ныне ПГУПС). Во всяком случае, там скажут, в каких архивах его следует искать. Проект включает и очень существенную стадию - проведение изысканий по трассе, то есть определение точного положения самой трассы на карте. Для выполнения этих работ привлекаются различные специалисты - топографы, геологи, экономисты, тяговики, и др. Причем, первоначальное содержание техзадания подвергается ревизии, в случае особо негативных результатов изысканий, понуждающих отказаться от строительства станций в том или ином неблагоприятном или невыгодном экономически месте. Так, если Вы посмотрите на крупномасштабную карту Коноши и окрестностей (возьмите карту масштаба 1 см: 250 м, имеющуюся в Автодоре области, копия ее есть и в Коноше) то увидите, что Коношская гряда стала для профессионалов-изыскателей крепким орешком. Взять ее в лоб не получилось, и для того, чтобы достичь Коноши, дорога заходит на гряду как бы слева. То есть, с юго-запада на северо-восток. Перепад высот здесь 30-40 метров, и для крошечных узкоколейных паровозиков конца XIX века - это серьезное препятствие. Несомненно, что это место было в техзадании, иначе проще бы было вообще обойти гряду слева и не проводить огромные объемы земляных работ по многочисленным выемкам для снижения величин руководящих(определяющих вес будущего поезда) подъемов. Тем не менее, на перегонах Лухтонга - Ерцево - Перхино -Колфонд было достигнуто еще приемлемое значение уклонов, ситуация с севера и, особенно, с востока - много сложнее.
Кто проводил изыскания в то время? На сохранившихся чугунных реперах, вмурованных в стены водонапорных башен Лухтонги, Коноши, Вандыша отлита надпись: «товарищество военных топографовъ» или что-то вроде этого. Вероятно, они и проводили основную работу по изысканиям.
Теперь самый пикантный вопрос: что побудило проектировщиков поставить станцию на жутчайшем болоте, которое еще и имеет под собой подземное озеро немеряной глубины? И вообще - как расставляются станции по трассе? Их что, каждый раз купцы расставляют и взятки дают? Вот здесь-то нам с Вами и пригодился бы либо проект Мамонтова, либо тип и серия того локомотива, что должен был таскать вагоны по трассе. Дело в том, что для данного типа локомотива, профиля пути, веса поезда существует понятие «тяговое плечо». Что же это такое?
Есть наивные люди (их много), которые полагают, садясь в поезд, что данный тепловоз и данный машинист довезут их аж до теплого Сочи или Москвы в том же экипаже, что и в момент отправления. Есть даже песня очень известного коллектива; кажется, она называется «Комсомольская площадь». Там поется: «Хорошо машинистам: их дело простое - в Ленинграде сегодня, а завтра - в Ростове» Если бы о летчиках, то это так. Но хотел бы я посмотреть на машиниста, который из Ростова повел бы состав в Ленинград. Во-первых, я сомневаюсь, что он довел бы его вообще, так как состав надо вести круглосуточно, а продолжительность рабочего времени любого члена локомотивной бригады не должна превышать 12 часов с момента явки на работу до момента ухода из депо. Иначе возможны тяжкие последствия. Бригада имеет право по истечении 12 часов нахождения на работе, коль скоро кто-то о ней не позаботился, опустить пантограф электровоза, закрутить тормоза, подложить тормозные башмаки под бандажи колес состава, запереть кабину локомотива и уйти отдыхать. И никто, даже министр ничего не посмеет сказать уставшим машинистам. В моей практике один такой случай был...Во-вторых, машинисты и помощники обкатываются на данном участке (тяговом плече) месяцами и годами, знают тут каждый уклон и каждый сигнал, и когда сверкнут глаза лисицы в той кривой, потому как только разминулись со скорым, а там ресторан, а лиса вышла поискать объедки...А ведя поезд по совершенно незнакомому участку от Питера до Ростова, можно и красный проехать, и массу других дел натворить...Маразм поэта, одним словом. Надо знать, о чем пишешь!
Кроме критерия рабочего времени, тяговые плечи рассчитываются, исходя из максимального веса поездов на данном плече, их скорости, наличия условий для комфортного отдыха бригад (наличие домов отдыха), и так далее. Скажем, пример такой. У нас в ТЧ-1 было три тяговых плеча: Ярославль - Данилов на север (75 км), Ярославль - Александров (180 км) и Ярославль - Орехово (250 км) на юг. Северное плечо - значительно меньше нормы, это обусловлено конечным пунктом электротяги на постоянном токе, туда мы иногда оборачивались два, а то и три раза за одну явку. На юг - длины оптимальные, а на Орехово - даже тяжелая с некоторыми поездами и плохим графиком. Это с грузовыми поездами. В то же время московские машинисты депо Москва-3 водят все пассажирские поезда из Москвы до Данилова. Это одно плечо для них. Скорости у них приличные, пропускают пассажирские хорошо - почему бы не ехать?
Мы, разумеется, не станем анализировать расстановку плеч досконально для тех далеких времен, однако, вспомним о том, что для паровозов был еще и такой критерий, как наличие воды. Вода была особенно нужна для преодоления наиболее крутых, т. е. руководящих подьемов. В случае с Коношей и маленькими паровозиками надо бы еще знать среднюю расчетную скорость, или техническую скорость состава. Полагаю, что по тем временам она была где-то 15-20 км/ час и складывалась из суммирования времени в пути, остановок для пополнения воды, дров, смазки букс и т. д. Еще мы учтем то обстоятельство, что на ст. Вожега мамонтовские инженеры заложили локомотивное депо - оно есть там и сейчас, в законсервированном виде. Итак, вожегодские машинисты имели два плеча в те далекие времена - одно до Вологды, второе до Няндомы. Более на этих участках никаких старинных депо нет и не было никогда. Однако, заметим сразу, что плечо Вожега - Няндома имеет длину 60+90 км=150 км и при технической скорости 15 км в час невыполнимо. Следовательно, проектировщик должен был подумать о пункте оборота, которым и должна была явиться гипотетическая Коноша. Логически правильно было бы создать этот пункт на середине 150 км участка, то есть в 75 км и от Няндомы, и от Вожеги, то есть в Мелентьевском, что совершенно логично предполагалось в первоначальном варианте проекта. То же имело место и на юг от Вожеги (Харовская), но это нас не интересует. Так все же почему Коноша оказалась на 20 км южнее? Мне кажется, что это решили три фактора: наличие и расстановка пунктов забора воды( Лухтонга, Вандыш), расстояния до них, а также продольный профиль пути. Итак, первым остановочным пунктом после Вожеги через 30 км определяется Лухтонга.
Факторы все за нее: отличная незаболоченная площадка, наличие хорошего источника водоснабжения (р. Сенная), впереди тяжелые для маленьких паровозиков подъемы на Коношскую гряду, то есть вода нужна именно сейчас. Примерно то же для поездов, идущих с севера на гряду из Вандыша. Сразу за тяжелейшим подьемом на гряду на перегоне Фоминская - Мелентьевский должна была бы находиться станция оборота Коноша. Однако, расстояние от Вандыша до этого места еще слишком мало, а расстояние для южного поезда - слишком велико. К тому же, обустраивать большую станцию вплотную к руководящему уклону чревато - при недосмотрах вагоны могут убежать вниз к Вандышу и вызвать крушение...Станция ведь создается, возможно, на века...С точки зрения профиля, идеальным местом был, конечно, Ширихановский, я думаю, немало инженеров повздыхало и почертыхалось, прикидывая станцию именно в этом месте, но из-за отсутствия воды поблизости отказалось от него совершенно решительно.
Вот тут-то и привлекло внимание проектировщиков небольшое болотце в котловане, окруженном со всех сторон возвышенностями.
Вероятно, будь в распоряжении инженеров землеройная техника похлеще, линию можно было бы провести и по берегу Нижнего озера; однако, их смутила пара высоток, вставших на пути трассы - это та высотка, на которую поднимается ветка на Мирный (222 м) и вторая рядом с ней в паре километров - на середине между Коношей и Ширихановским.Уже сейчас все это можно будет неплохо поглядеть в интернет-программе Google Earth, которая распространяется бесплатно, дистрибутив можно скачать с сайта www.google.com найдя в этом поисковике или в Яндексе.
Там видно, что высотка между Коношей и Ширихановским является определяющей и пиковой точкой всей Коношской гряды, где-то 234 метра, если не ошибаюсь. Хорошо помню из детства, как преподаватель физкультуры водил нас туда на лыжах кататься, там были очень неплохие горки. Поэтому, кроме преодоления этого болота, ничего другого строителям не оставалось…Пришлось с ним Мамонтову капитально возиться и потратить уйму денег и времени на его засыпку. Разумеется, сегодня дорога прошла бы совершенно по другому, предполагая наличие мощных электровозов, прокладку ЛЭП, компьютерное проектирование, отсутствие необходимости привязок к воде и оборотных депо, а самое главное – возможности современной землеройной техники. Я думаю, что это была бы почти совершенно прямая линия, наподобие железной дороги Москва – СПб. Во всяком случае, прямых участков на ней было бы значительно больше, что отчетливо видно по новому отрезку Вельской линии. И Коноша, как транспортно-эксплуатационная точка, остановочный пункт, вообще не была бы на такой новой дороге создана, если бы не было рядом крупных населенных пунктов…Именно ввиду вышесказанного я склонен полагать, что существующее место образования поселка Коноша было принято строителями дороги тех лет интуитивно во изменение проекта, исходя из эксплуатационных соображений, однако - оно не было самым худшим для людей. Самая высокая точка, "макушка" возвышенности делает это место очень красивым ландшафтом для создания в будущем прекрасной инфраструктуры небольшого, но очень уютного города. Подходы к высоткам и грядам могут застраиваться коттеджами и красивыми многоквартирными домами (то место, где ранее стояла нефтебаза, портившая экологию). Таких мест, оставшихся от никчемных "строек коммунизма", в Коноше хватает. Одни руины комбикормового завода чего стоят. Очень хорошо, что советский премьер Косыгин явился буквально спасителем Коноши и не подписал проект строительства в этом месте металлургического завода, который был построен южнее, в Череповце. Бедный Череповец! Его жителям можно посочувствовать…Поэтому Коноша, с ее очаровательными болотцами и озерами может стать, как говорят ученые-экологи, самым чистым экологически местом Архангельской области. Немало этому способствует и внедренная на железной дороге электротяга и уход значительной части тепловозов – очень неэкологичных машин с территории желдорстанции. (Продолжение - в книге "Коноша и коношане" С. Н. Конина)
Последний раз редактировалось: ua1osm (Чт Июл 22, 2010 6:35 am), всего редактировалось 1 раз(а)
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
Добрый день, книгу "Коноша и коношане" нельзя поместить на форуме?
Виктор- гость
- Количество сообщений : 4
Возраст : 62
Географическое положение : Коноша-Няндома
Очки : 5
Репутация : 0
Дата регистрации : 2008-08-17
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
Насчет книги: прошу все вопросы к автору - С. Н. Конину в редакцию "Коношского курьера"
konkur@atnet.ru
Кажется, они готовят второе типографское издание, тогда - может быть что-то из старого материала 1998 года и разрешат публикануть тут...
konkur@atnet.ru
Кажется, они готовят второе типографское издание, тогда - может быть что-то из старого материала 1998 года и разрешат публикануть тут...
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
читал я ету книгу) мне понравилось. а чего во второй части обещается?ua1osm пишет:Насчет книги: прошу все вопросы к автору - С. Н. Конину в редакцию "Коношского курьера"
konkur@atnet.ru
Кажется, они готовят второе типографское издание, тогда - может быть что-то из старого материала 1998 года и разрешат публикануть тут...
Admin- Admin
- Количество сообщений : 155
Возраст : 40
Очки : 130
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-08-17
Сказочка про чудь белоглазую
Наверное, как всегда: исправленное и дополненное - "Десять лет спустя"!
Что касается происхождения названия КОНОША. Полагаю дело было так. Хочу рассказать такую сказку.
Давным-давно жил угорский народ за Уралом. Там он и сейчас живет, нефтяники его поджимают. Охотились себе люди,
жили в свое удовольствие, размножались. Было их тогда не очень много, все ж продолжительность жизни была небольшой, много опасностей, да и медицина тоже так себе.
И вот один из вождей этого племени угорского потерял несколько зубов. Отчего это произошло - трудно теперь сказать. То ли лесиной вышибло, то ли соперник или медведь постарались, то ли кариес поработал. В общем, стал наш вождь шепелявить. Его соплеменники его очень уважали, поэтому, хотя у них зубы были в порядке, стали ему подражать. Весь народ разделился на две группы - одни шепелявили, другие категорически отказывались это делать. Когда их стало побольше, эти этнические группы решили перебраться через горы, оказалось, там еще лучше жить. И птицы-зверя навалом, и врагов нет. И стали так они постепенно расселяться на запад, все дальше и дальше, так как территории были пустые. Те, что не шепелявили, шли несколько севернее, а шепелявые - южнее.
Из леса в степи они не выходили, и в чужие пределы тоже не заходили, воевать не хотели. Становилось понемногу теплее, так как климат смягчался. Но продвигались постоянно не все, какая-то небольшая часть народа всегда оставалась оседло и жила на своей земле, так как этой части народа местного пропитания уже хватало. Потомки шепелявого вождя пришли и туда, где стоит нынче наш поселок, и назвали это место "коно-са",
что означало жуткое болото без дна, а поскольку они шепелявили, получилось коно-ША. Там, где не шепелявили, получалось с СА, например - НенокСА. ОкСА и так далее. Поэтому все названия болотные с СА они как-то севернее стали находиться.
То место, где расселилось абсолютное большинство шепелявых, стало называться потом Карелией. Те, что отклонились еще южнее, стали вепсами. Наиболее северные и нешепелявые прошли дальше всех, поскольку им было все время холодно. Они дошли до нынешней Венгрии, стали там хорошими воинами, и терроризировали Европу, освоив лошадей, как конницу, но большая часть их осела в том месте, которая ныне называется Финляндией и Эстонией. Постепенно диалекты настолько разошлись, что стали самостоятельными языками, что мы теперь и имеем.
Что касается происхождения названия КОНОША. Полагаю дело было так. Хочу рассказать такую сказку.
Давным-давно жил угорский народ за Уралом. Там он и сейчас живет, нефтяники его поджимают. Охотились себе люди,
жили в свое удовольствие, размножались. Было их тогда не очень много, все ж продолжительность жизни была небольшой, много опасностей, да и медицина тоже так себе.
И вот один из вождей этого племени угорского потерял несколько зубов. Отчего это произошло - трудно теперь сказать. То ли лесиной вышибло, то ли соперник или медведь постарались, то ли кариес поработал. В общем, стал наш вождь шепелявить. Его соплеменники его очень уважали, поэтому, хотя у них зубы были в порядке, стали ему подражать. Весь народ разделился на две группы - одни шепелявили, другие категорически отказывались это делать. Когда их стало побольше, эти этнические группы решили перебраться через горы, оказалось, там еще лучше жить. И птицы-зверя навалом, и врагов нет. И стали так они постепенно расселяться на запад, все дальше и дальше, так как территории были пустые. Те, что не шепелявили, шли несколько севернее, а шепелявые - южнее.
Из леса в степи они не выходили, и в чужие пределы тоже не заходили, воевать не хотели. Становилось понемногу теплее, так как климат смягчался. Но продвигались постоянно не все, какая-то небольшая часть народа всегда оставалась оседло и жила на своей земле, так как этой части народа местного пропитания уже хватало. Потомки шепелявого вождя пришли и туда, где стоит нынче наш поселок, и назвали это место "коно-са",
что означало жуткое болото без дна, а поскольку они шепелявили, получилось коно-ША. Там, где не шепелявили, получалось с СА, например - НенокСА. ОкСА и так далее. Поэтому все названия болотные с СА они как-то севернее стали находиться.
То место, где расселилось абсолютное большинство шепелявых, стало называться потом Карелией. Те, что отклонились еще южнее, стали вепсами. Наиболее северные и нешепелявые прошли дальше всех, поскольку им было все время холодно. Они дошли до нынешней Венгрии, стали там хорошими воинами, и терроризировали Европу, освоив лошадей, как конницу, но большая часть их осела в том месте, которая ныне называется Финляндией и Эстонией. Постепенно диалекты настолько разошлись, что стали самостоятельными языками, что мы теперь и имеем.
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
Про Шоношу пока только это:
ошо - белый
шо-ношо - думающий
шонем - думаю
уш - ум
Надо искать систему по которой назывались реки.
Кстати нашел расписание поездов 1897 года, там наши станции пишутся как
Вологда
Лухтонги
Вожеги
Пундуги
Морженги
А в расписании 1911 уже нормально Как сейчас. Наводит на размышление.
ошо - белый
шо-ношо - думающий
шонем - думаю
уш - ум
Надо искать систему по которой назывались реки.
Кстати нашел расписание поездов 1897 года, там наши станции пишутся как
Вологда
Лухтонги
Вожеги
Пундуги
Морженги
А в расписании 1911 уже нормально Как сейчас. Наводит на размышление.
Олег- почётный житель
- Количество сообщений : 568
Возраст : 54
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
Не знаю, как мышление привязать к ШОНОШЕ. Может быть, там Михайло Ломоносов школу первую организовал для коми и поэтому так и назвали то место, где учили думать?
А у Вас, Олег, Google Earth в компе имеется?
И дайте пож-ста ссылочку, где это расписание можно посмотреть?
Насчет ГИ и ГА
Размышление напрашивается само собой. При строительстве железной дороги Саввой Мамонтовым в конце XIX века оригинальные чудские названия еще не были нагло русифицированы!!!
Значит, и Коноша могла звучать еще в 1890-м ОРИГИНАЛЬНО как кана-шо или кана-со. Переход С в Ш это уже фонетическое правило для финнов и карелов. У финнов и эстов больше С, а у карелов - Ш. Значит, зуб был на охоте выбит, и, как следствие, шепелявость наступила - у карельского вождя.
А у Вас, Олег, Google Earth в компе имеется?
И дайте пож-ста ссылочку, где это расписание можно посмотреть?
Насчет ГИ и ГА
мерянский сайт пишет:Сойга - Заоз., лев. пр. Кулоя. "Болотная река", из вепсского "со" - "болото" и "ёги" - "река".
Размышление напрашивается само собой. При строительстве железной дороги Саввой Мамонтовым в конце XIX века оригинальные чудские названия еще не были нагло русифицированы!!!
Значит, и Коноша могла звучать еще в 1890-м ОРИГИНАЛЬНО как кана-шо или кана-со. Переход С в Ш это уже фонетическое правило для финнов и карелов. У финнов и эстов больше С, а у карелов - Ш. Значит, зуб был на охоте выбит, и, как следствие, шепелявость наступила - у карельского вождя.
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
http://sbchf.narod.ru/29/yarvolarh_rasp.html - расписание здесь, мне кажется, что так оно и было на самом деле, потому что сравнил названия всех этих новых станций и получилась следующая картина:
Лухтонги
luht - низкое, мокрое, прибрежное место, большая лужа (вепс.), jogi - реки (вепс.)
Вожеги
vezi - вода(вепс.), jogi - реки(вепс.)
Пундуги
punoda - крутить, закручивать(вепс.), jogi - реки(вепс.)
Мерженги
marj - ягода(вепс.), jogi - реки(вепс.)
так что можно сделать предположение, что дорога прошла по местам, где жили вепсы.
По Коноше пока вопрос. Kana присутствует, переводится как курица, других похожих слов не встретил. Может у Вас получится.
Лухтонги
luht - низкое, мокрое, прибрежное место, большая лужа (вепс.), jogi - реки (вепс.)
Вожеги
vezi - вода(вепс.), jogi - реки(вепс.)
Пундуги
punoda - крутить, закручивать(вепс.), jogi - реки(вепс.)
Мерженги
marj - ягода(вепс.), jogi - реки(вепс.)
так что можно сделать предположение, что дорога прошла по местам, где жили вепсы.
По Коноше пока вопрос. Kana присутствует, переводится как курица, других похожих слов не встретил. Может у Вас получится.
Олег- почётный житель
- Количество сообщений : 568
Возраст : 54
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
По поводу Шоношы:
Выдержка с сайта http://www.rustrana.ru/article.php?nid=34019 об обрядах черемисов:
"Самый большой праздник, касающийся до всего богов семейства, называется у них Юмон Байран (праздник). В жертву приносят лошадей, рогатый скот, красную дичь, овец, коз, свиней, гусей, уток, пшеничные пироги, пиво, хлебное вино и мед, как вареный, так и сырец. Белые звери всем другим предпочитаются. Служащий Юме держит жеребца, а стоящий перед огнем Юмон-Авы — корову. Прочие же имеют при себе мелкой скот или птиц».
Черемисский словарь: ошо - белый, ожо - жеребец. Если просклонять то получится что-то очень похожее на "шоноша". Опять же синцибина один в один переводится с черемиского. Все что южнее - вепский язык. Есть о чем подумать.
Выдержка с сайта http://www.rustrana.ru/article.php?nid=34019 об обрядах черемисов:
"Самый большой праздник, касающийся до всего богов семейства, называется у них Юмон Байран (праздник). В жертву приносят лошадей, рогатый скот, красную дичь, овец, коз, свиней, гусей, уток, пшеничные пироги, пиво, хлебное вино и мед, как вареный, так и сырец. Белые звери всем другим предпочитаются. Служащий Юме держит жеребца, а стоящий перед огнем Юмон-Авы — корову. Прочие же имеют при себе мелкой скот или птиц».
Черемисский словарь: ошо - белый, ожо - жеребец. Если просклонять то получится что-то очень похожее на "шоноша". Опять же синцибина один в один переводится с черемиского. Все что южнее - вепский язык. Есть о чем подумать.
Олег- почётный житель
- Количество сообщений : 568
Возраст : 54
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
С сайта http://www.philology.ru/linguistics3/matveev-97.htm:
Так, возможность переноса названий ИМЗ на РС подтверждается островом мерянской топонимии с ярко дифференцирующим гидроформантом - енгарь (ср. марийск. эн-ер "речка") в среднем течении реки Устья на юге Архангельской области. Географические названия среднеустьянского микрорегиона уже были подробно охарактеризованы [5], поэтому ограничимся здесь указанием на довольно позднее происхождение местной мерянской топонимии, связанной скорее всего с переселением какой-то части мерян в процессе русского "ростово-суздальского" освоения важского края ("низовской" колонизации) [6]. Важно подчеркнуть также, что на Устье меряне, говорившие, по нашему мнению, на одном из древних волжско-финских языков, близком к марийскому, могли подселиться к родственному "севернофинскому" населению [7].
Существование этого островного топонимического микрорегиона само по себе еще не является основанием для переноса границ мерянского расселения к северу, однако наблюдения Калимы, среднеустьянский микрорегион и так называемые "ростовщины" РС [8] свидетельствуют о возможности миграции мерянского этноса в северном направлении. На это же, по существу, указывает предположение о вторичности костромской мери. Поэтому и целесообразен поиск мерянских следов на территориях, непосредственно примыкающих с севера к ИМЗ, т. е. современных Вологодской и юге Архангельской областей.
Так что неисключено, что наши предки были родом с Волги.
Так, возможность переноса названий ИМЗ на РС подтверждается островом мерянской топонимии с ярко дифференцирующим гидроформантом - енгарь (ср. марийск. эн-ер "речка") в среднем течении реки Устья на юге Архангельской области. Географические названия среднеустьянского микрорегиона уже были подробно охарактеризованы [5], поэтому ограничимся здесь указанием на довольно позднее происхождение местной мерянской топонимии, связанной скорее всего с переселением какой-то части мерян в процессе русского "ростово-суздальского" освоения важского края ("низовской" колонизации) [6]. Важно подчеркнуть также, что на Устье меряне, говорившие, по нашему мнению, на одном из древних волжско-финских языков, близком к марийскому, могли подселиться к родственному "севернофинскому" населению [7].
Существование этого островного топонимического микрорегиона само по себе еще не является основанием для переноса границ мерянского расселения к северу, однако наблюдения Калимы, среднеустьянский микрорегион и так называемые "ростовщины" РС [8] свидетельствуют о возможности миграции мерянского этноса в северном направлении. На это же, по существу, указывает предположение о вторичности костромской мери. Поэтому и целесообразен поиск мерянских следов на территориях, непосредственно примыкающих с севера к ИМЗ, т. е. современных Вологодской и юге Архангельской областей.
Так что неисключено, что наши предки были родом с Волги.
Олег- почётный житель
- Количество сообщений : 568
Возраст : 54
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
Да, Олег, я не исключаю этого. Вообще следует брать в расчет, что все угры - это кочевники, охотники. Они всегда жили так.
Живут в ареале - все живое съели лет за 30-50, подались в другое место. Если б у них тогда ружья были, эволюция шла бы много быстрее. А с луком, петельками и другими ловушками много не наохотишься. Только выжить. Поэтому, разумеется, четких границ расселения и кочевания не было. Были какие-то общие правила, допустим, меря знала, что слишком далеко на север ходить не надо, там вепсы ходят. И так далее.
И потом я считал бы, что при переводе имен надо обязательно проверять подтверждаемость получившейся топонимистической конструкции на практике.
Например, Синцибино и Лухтонга - все полностью совпало. Насчет Вожеги я не совсем согласен, тут скорее всего прав тотемский аналитик на меряни, что название или от корня, или от чего-то плоского, мелкого, так как рядом огромное озеро Воже - плоское и мелкое.
И река Вожега с ним имеет связь. Озеро Лача тоже. Так что и по Коноше куриное болото (или река) тоже совпадает. Место такое, что здесь мог в древности быть гигантский глухариный ток на сотни петухов и куриц. А Коноша-2 далеко, и то место у озера могло иметь совсем другое имя. В Морженге по-моему и в наши дни ягод много. Есть еще Можуга у нас тут недалеко в сторону Вельска.
А вот то, что в расписании Коноша тоже на И, это интересно. Ги и ЕГИ понятно, а вот ШИ - это что-то новое.
Живут в ареале - все живое съели лет за 30-50, подались в другое место. Если б у них тогда ружья были, эволюция шла бы много быстрее. А с луком, петельками и другими ловушками много не наохотишься. Только выжить. Поэтому, разумеется, четких границ расселения и кочевания не было. Были какие-то общие правила, допустим, меря знала, что слишком далеко на север ходить не надо, там вепсы ходят. И так далее.
И потом я считал бы, что при переводе имен надо обязательно проверять подтверждаемость получившейся топонимистической конструкции на практике.
Например, Синцибино и Лухтонга - все полностью совпало. Насчет Вожеги я не совсем согласен, тут скорее всего прав тотемский аналитик на меряни, что название или от корня, или от чего-то плоского, мелкого, так как рядом огромное озеро Воже - плоское и мелкое.
И река Вожега с ним имеет связь. Озеро Лача тоже. Так что и по Коноше куриное болото (или река) тоже совпадает. Место такое, что здесь мог в древности быть гигантский глухариный ток на сотни петухов и куриц. А Коноша-2 далеко, и то место у озера могло иметь совсем другое имя. В Морженге по-моему и в наши дни ягод много. Есть еще Можуга у нас тут недалеко в сторону Вельска.
А вот то, что в расписании Коноша тоже на И, это интересно. Ги и ЕГИ понятно, а вот ШИ - это что-то новое.
Последний раз редактировалось: ua1osm (Чт Дек 18, 2008 5:12 am), всего редактировалось 1 раз(а)
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
Цитата с сайта http://www.cytion.com/content/view/24/2/:
"Сначала келья отшельника стояла одиноко, и лишь только в определённые дни дикие черемисы приходили на берег озера для совершения обрядов языческого жертвоприношения."
Цитата с сайта:http://virginia.ru/mari-mythology/lexiconA.shtml:
Часто употребляемая форма аваже, где -же – притяжательный суффикс 3-го лица, означает «его (ее) мать»: Азыренын аваже «мать Азырена», кÿртньö кереметь аваже «мать железного кереметя».
Канк - озеро Птица, именно там им (птицам) головы и рубили, канкже - река Птицы.
"Сначала келья отшельника стояла одиноко, и лишь только в определённые дни дикие черемисы приходили на берег озера для совершения обрядов языческого жертвоприношения."
Цитата с сайта:http://virginia.ru/mari-mythology/lexiconA.shtml:
Часто употребляемая форма аваже, где -же – притяжательный суффикс 3-го лица, означает «его (ее) мать»: Азыренын аваже «мать Азырена», кÿртньö кереметь аваже «мать железного кереметя».
Канк - озеро Птица, именно там им (птицам) головы и рубили, канкже - река Птицы.
Олег- почётный житель
- Количество сообщений : 568
Возраст : 54
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
Да, "корт" - на языке коми это - железо. Там есть поселок Корткерос.
У коми для обозначения принадлежности часто использовалось слово КУЗЯ (произносится КУЖЯ).
Кузя общего плана означает ХОЗЯИН, в этом же смысле и применяется.
Например:
НЕФТЬ ПРОДУКТОЯСОН ОБЕСПЕЧИТОМ КУЗЯ.
Облуправление по обеспечению нефтепродуктами
ТУЙ КУЗЯ КОММУНИЗМУ!
Вперед, к коммунизму! (Буквально - Верно (правильной дорогой) идете к коммунизму, товарищи!)
У коми для обозначения принадлежности часто использовалось слово КУЗЯ (произносится КУЖЯ).
Кузя общего плана означает ХОЗЯИН, в этом же смысле и применяется.
Например:
НЕФТЬ ПРОДУКТОЯСОН ОБЕСПЕЧИТОМ КУЗЯ.
Облуправление по обеспечению нефтепродуктами
ТУЙ КУЗЯ КОММУНИЗМУ!
Вперед, к коммунизму! (Буквально - Верно (правильной дорогой) идете к коммунизму, товарищи!)
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
Мне все-таки кажется, что первоначальное "Канкже" видоизменилось вначале в "Канаже", потому что в вепском словаре нет разделения на "Канк"(птица) и "Цибе"(курица), а есть только "Кана"(курица). Поэтому "Канкже"(птицыно) стало звучать как "Канаже" (курицыно) и для русских строителей воспринималось как "Коноши", что и подтверждает название станции в первом расписании. Потом "Коноши" стало звучать как "Коноша".
Олег- почётный житель
- Количество сообщений : 568
Возраст : 54
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
цитата с сайта http://vottovaara.ru/karelia/obrad/zhertv.html:
Отметим, что берег озера так или иначе фигурирует во всех вариантах, более того практически все места жертвоприношений подобного рода на севере находились у воды (ср. заклание быка на о. Махосоари на Селецком озере проходило на песчаном берегу).
Отметим, что берег озера так или иначе фигурирует во всех вариантах, более того практически все места жертвоприношений подобного рода на севере находились у воды (ср. заклание быка на о. Махосоари на Селецком озере проходило на песчаном берегу).
Олег- почётный житель
- Количество сообщений : 568
Возраст : 54
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
Для того, чтобы определиться из двух гипотез, насчет болота или реки, неплохо бы найти на старых картах этих уездов информацию,
как назывались раньше озера Деревенское и Заводское, ведь это совсем новые названия, ну - Деревенское, может, чуть пораньше...
Возможно, у них тоже были какие-то угорские названия, и вот эта находка разрешит спор окончательно. Надо искать старые карты, а лучше всего - материалы изысканий военных топографов Саввы Мамонтова...
как назывались раньше озера Деревенское и Заводское, ведь это совсем новые названия, ну - Деревенское, может, чуть пораньше...
Возможно, у них тоже были какие-то угорские названия, и вот эта находка разрешит спор окончательно. Надо искать старые карты, а лучше всего - материалы изысканий военных топографов Саввы Мамонтова...
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
Полностью с Вами согласен и уже пытался искать в сетке. Пока не нашел. Собираю косвенные данные. Большинство названий вблизи Коноши хорошо переводится с вепского языка. В районе Подюги есть болото Цыпино и река Цыпина. Если моя версия правильная, то скорее всего "Цыпино" и Цыпина" все от того-же "Цыбе". В районе Вандыша есть озеро Корбашское. "Корб" - в переводе с вепского густой, старый, дремучий лес, согласитесь его очень тяжело связать с вепским словом "со" - болото. Посмотрел уклад жизни черемис и вепсов. Обряды почти одинаковые, поклонение силам природы, птицам, животным, принесение в жертву животных и птиц. Делалось все это в основном на берегу озера, в старой (реликтовой) тайге, но не в том месте где жили, причем собиралась вся округа (в диаметре до 100 км). Берег Коношеозерского озера идеально подходит для этого. Что интересно и у вепсов и у черемис на похоронах не принято было грустить, переход в другой мир совершался под веселую музыку, надо узнать в наших близьлежащих деревнях такой обычай был или нет.
Олег- почётный житель
- Количество сообщений : 568
Возраст : 54
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
Следует помнить и о том, что вокзальное болото тоже было озером и, возможно, совсем недавно, может быть, 500-1000 лет тому назад.
Для угров 1000 лет - это не срок, они жили тут еще раньше. Озеро это было верховое, так как деревенское и заводское ниже, и возможно, именно на берегу вокзального озера происходило это языческое мероприятие. Вода из него усиленно дренировала вниз, пополняя уровень нижних озер и способствуя заболачиванию верхнего. И я думаю, что как бы это место ни называлось тогда, название Коноша относится именно к небольшому по площади району, вплотную примыкающему к этому месту, не думаю, чтобы далее 1 километра в радиусе. Это теперь мы меряем другими мерками.
Происхождение названия Вандыш тоже интересно. Наличие старых боров там закономерно. Как правило, древние люди делали стоянки
там, где лучше защита от непогоды. А Вандыш и старый бор находятся на северном склоне Коношской гряды, наиболее открытом ветрам и снегу, температура там всегда ниже на 3-5 градусов, чем на южном склоне. Поэтому там мало старых деревень, их больше на южном и восточном склонах гряды, ессно и лес - более старый, так как там никто не жил и не рубил его. Именно поэтому волошская ж. д. лесовозная ветка была построена от Коноши туда, где был максимально нетронутый лес, откуда и приходила непогода.
Для угров 1000 лет - это не срок, они жили тут еще раньше. Озеро это было верховое, так как деревенское и заводское ниже, и возможно, именно на берегу вокзального озера происходило это языческое мероприятие. Вода из него усиленно дренировала вниз, пополняя уровень нижних озер и способствуя заболачиванию верхнего. И я думаю, что как бы это место ни называлось тогда, название Коноша относится именно к небольшому по площади району, вплотную примыкающему к этому месту, не думаю, чтобы далее 1 километра в радиусе. Это теперь мы меряем другими мерками.
Происхождение названия Вандыш тоже интересно. Наличие старых боров там закономерно. Как правило, древние люди делали стоянки
там, где лучше защита от непогоды. А Вандыш и старый бор находятся на северном склоне Коношской гряды, наиболее открытом ветрам и снегу, температура там всегда ниже на 3-5 градусов, чем на южном склоне. Поэтому там мало старых деревень, их больше на южном и восточном склонах гряды, ессно и лес - более старый, так как там никто не жил и не рубил его. Именно поэтому волошская ж. д. лесовозная ветка была построена от Коноши туда, где был максимально нетронутый лес, откуда и приходила непогода.
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
Цитата с сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/Конево_(Архангельская_область)
Конёво (второе название Коневское) — село в Плесецком районе Архангельской области на берегу реки Онеги. В конце ХIХ века здесь проходил путь к от Архангельска к Санкт-Петербургу. Конная станция, на которой путники меняли уставших лошадей на свежих и дала название населённому пункту. Протяжённость села достигает пяти километров.
Посмотрел названия озер, рек, деревень находящихся поблизости:
р.Онега - понятно
д. Курятовская - на северном берегу р.Онега
д.Надконецкая - на южном берегу р.Онега напротив д.Курятовская
Мне кажется взаимосвязь очевидна: д.Курятовская (вепское название) - д.Надконецкая - уже влияние русского языка, так что как мне кажется, можно поставить под сомнение версию происхождения названия Конево.
Конёво (второе название Коневское) — село в Плесецком районе Архангельской области на берегу реки Онеги. В конце ХIХ века здесь проходил путь к от Архангельска к Санкт-Петербургу. Конная станция, на которой путники меняли уставших лошадей на свежих и дала название населённому пункту. Протяжённость села достигает пяти километров.
Посмотрел названия озер, рек, деревень находящихся поблизости:
р.Онега - понятно
д. Курятовская - на северном берегу р.Онега
д.Надконецкая - на южном берегу р.Онега напротив д.Курятовская
Мне кажется взаимосвязь очевидна: д.Курятовская (вепское название) - д.Надконецкая - уже влияние русского языка, так что как мне кажется, можно поставить под сомнение версию происхождения названия Конево.
Олег- почётный житель
- Количество сообщений : 568
Возраст : 54
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
Дополнение к предыдущему сообщению.
д.Надконецкая (если смотреть на карте) расположена над д.Курятовская т.е. соответственно севернее.
д.Надконецкая (если смотреть на карте) расположена над д.Курятовская т.е. соответственно севернее.
Олег- почётный житель
- Количество сообщений : 568
Возраст : 54
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
Кстати о картах. Посмотрел на карте Няндомский район в округе оз.Мошинское. Кстати Юмо - самый главный бог финно-угорских племен, и вепсов и черемисов. Переписал названия озер, рек, деревень и т.д.
оз.Бол.Мошинское (Мошинское)
оз.Матьзеро
р.Можа - еще раз хочется вспомнить про "Умо"
ур.Можжи - богу богово???
оз.Пашинское
оз.Шарьгозеро - наше Сергозеро???
оз.Верх.Ересозеро - наше Вересово???
оз.Кошимское - Коже, Ковжа???
р.Ауптега
оз.Суропятово
р.Икса
р.Шолга
р.Можжинских - еще раз взгляните на оз.Мошинское и вспомните, что я говорил про Коношу
р.Шарьга
оз.Пашинское
д.Кривцы
д.Климушина
д.Квашково
д.Мостовая - там мост поблизости через речку, кстати Мостовица у нас тоже есть
д.Маниковская
д.Ортевская
д.Ильинский остров
д.Большой Двор
д.Суегра
д.Боровская - а у нас Бобровка???
д.Кулемиха
д.Климовская - тоже есть такое название
д.Логиновская
д.Погост
д.Кипровская - судя по названию наши предки были с кипра:-)
д.Гавриловская
д.Пустарево
д.Заозерный
д.Вельская
д.Заболотье
д.Зеленевская
д.Шолга
д.Петариха
д.Алексеевская
д.Макаров Двор
д.Казаковская
оз.Бол.Мошинское (Мошинское)
оз.Матьзеро
р.Можа - еще раз хочется вспомнить про "Умо"
ур.Можжи - богу богово???
оз.Пашинское
оз.Шарьгозеро - наше Сергозеро???
оз.Верх.Ересозеро - наше Вересово???
оз.Кошимское - Коже, Ковжа???
р.Ауптега
оз.Суропятово
р.Икса
р.Шолга
р.Можжинских - еще раз взгляните на оз.Мошинское и вспомните, что я говорил про Коношу
р.Шарьга
оз.Пашинское
д.Кривцы
д.Климушина
д.Квашково
д.Мостовая - там мост поблизости через речку, кстати Мостовица у нас тоже есть
д.Маниковская
д.Ортевская
д.Ильинский остров
д.Большой Двор
д.Суегра
д.Боровская - а у нас Бобровка???
д.Кулемиха
д.Климовская - тоже есть такое название
д.Логиновская
д.Погост
д.Кипровская - судя по названию наши предки были с кипра:-)
д.Гавриловская
д.Пустарево
д.Заозерный
д.Вельская
д.Заболотье
д.Зеленевская
д.Шолга
д.Петариха
д.Алексеевская
д.Макаров Двор
д.Казаковская
Олег- почётный житель
- Количество сообщений : 568
Возраст : 54
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
В продолжение темы:
если смотреть по карте, то недалеко от оз.Мошинское (по карте справа) - озеро Канакшозеро, которое находится в местах, где нет рядом деревень (вообще) но есть озера и реки
р.Канакша
оз.Сварозеро
оз.Тегразеро
оз.Лавозеро
р.Вешкручга
р.Суланда
Можно провести определенные аналогии с нашим родным краем.
если смотреть по карте, то недалеко от оз.Мошинское (по карте справа) - озеро Канакшозеро, которое находится в местах, где нет рядом деревень (вообще) но есть озера и реки
р.Канакша
оз.Сварозеро
оз.Тегразеро
оз.Лавозеро
р.Вешкручга
р.Суланда
Можно провести определенные аналогии с нашим родным краем.
Олег- почётный житель
- Количество сообщений : 568
Возраст : 54
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
Выводы:
1. Самые крупные озера в нашем районе оз.Верхнее и оз.Лесозаводское, одно из которых скорее всего носило название или Моша, или Можа, или Може, потому что имя бога "Умо" рядом с Коношей я не нашел.
2. Люди, которые проживали на берегу этого озера скорее всего принадлежали к вепсам.
3. В районе проживания этих людей остались названия озер, рек, болот и т.д. от племен, ранее занимавших эти территории (скорее всего черемисов).
4. Если на озере, которое мы сейчас называем Коношеозерским, не было птиц, то скорее всего оно так было названо в честь духа озера или по названию племени, которое проживало на оз.Мошинское.
5. После того, как была построена железная дорога, озеро было переименовано, народ отправлен на стройку, берег священного озера заселен переселенцами из соседних республик, которые срубили все реликтовые деревья.
Кстати, если мне не изменяет память, небольшая река, протекающая в районе п. Коноша-2 носит название "Травница" (см.песню про Травника). Есть о чем подумать.
1. Самые крупные озера в нашем районе оз.Верхнее и оз.Лесозаводское, одно из которых скорее всего носило название или Моша, или Можа, или Може, потому что имя бога "Умо" рядом с Коношей я не нашел.
2. Люди, которые проживали на берегу этого озера скорее всего принадлежали к вепсам.
3. В районе проживания этих людей остались названия озер, рек, болот и т.д. от племен, ранее занимавших эти территории (скорее всего черемисов).
4. Если на озере, которое мы сейчас называем Коношеозерским, не было птиц, то скорее всего оно так было названо в честь духа озера или по названию племени, которое проживало на оз.Мошинское.
5. После того, как была построена железная дорога, озеро было переименовано, народ отправлен на стройку, берег священного озера заселен переселенцами из соседних республик, которые срубили все реликтовые деревья.
Кстати, если мне не изменяет память, небольшая река, протекающая в районе п. Коноша-2 носит название "Травница" (см.песню про Травника). Есть о чем подумать.
Олег- почётный житель
- Количество сообщений : 568
Возраст : 54
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
Цитата с сайта http://sbchf.narod.ru/29/yarvolarh.html:
Строительство велось в трудных условиях малонаселённой и заболоченной местности. По состоянию на лето 1897 года, было открыто пассажирское движение на участке Вологда — Коноши (Коноша), протяжённостью 198 вёрст. 17 ноября 1897 года в Архангельске состоялась торжественная церемония открытия железной дороги. Однако к тому времени дорога была непригодна для постоянной эксплуатации. Регулярное движение на участке Вологда — Архангельск было открыто в 1898 году.
Строительство велось в трудных условиях малонаселённой и заболоченной местности. По состоянию на лето 1897 года, было открыто пассажирское движение на участке Вологда — Коноши (Коноша), протяжённостью 198 вёрст. 17 ноября 1897 года в Архангельске состоялась торжественная церемония открытия железной дороги. Однако к тому времени дорога была непригодна для постоянной эксплуатации. Регулярное движение на участке Вологда — Архангельск было открыто в 1898 году.
Олег- почётный житель
- Количество сообщений : 568
Возраст : 54
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08
Re: Откуда есть пошла Коноша (Из письма С. Н. Конину в редакцию "Коношского Курьера")
По поводу карты, где можно встретить старые названия. Попробуйте посмотреть на сайте: http://wiki.laser.ru/images/b/b5/Олонецкая_губерния.jpg.
Олег- почётный житель
- Количество сообщений : 568
Возраст : 54
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08
Страница 1 из 24 • 1, 2, 3 ... 12 ... 24
Похожие темы
» Главы из книги С.Н.Конина "Коноша и коношане, легенды и хроника, факты и судьбы"
» Районный конкурс "Традиции Коношского района"
» Золотые голоса группы "Мираж" ("Музыка нас связала!")
» Главы из книги С.Н.Конина "Коноша и коношане - 2". Продолжение 2
» Незванные "шлюзы" интернета в ваших сетевых подключениях
» Районный конкурс "Традиции Коношского района"
» Золотые голоса группы "Мираж" ("Музыка нас связала!")
» Главы из книги С.Н.Конина "Коноша и коношане - 2". Продолжение 2
» Незванные "шлюзы" интернета в ваших сетевых подключениях
Форум п.Коноша :: О Коноше :: О посёлке
Страница 1 из 24
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Вт Янв 09, 2024 1:58 pm автор Олег
» Старое компьютерное железо, да и не только
Пн Апр 03, 2023 5:23 pm автор ua1osm
» Первая школа в Коноше
Сб Июн 05, 2021 6:55 pm автор ua1osm
» История Коноши и района в документах
Вт Сен 01, 2020 8:09 pm автор Олег
» Памятные даты Коноши
Вт Ноя 12, 2019 6:20 pm автор Олег
» Старые фото
Вс Ноя 18, 2018 11:24 pm автор Олег
» В.А.Сметанин "Начальный этап строительства Вологодско-Архангельской ж.д. на среднем строительном участке: из архивного дела пристава третьего стана Каргопольского уезда
Пт Ноя 16, 2018 6:32 pm автор Олег
» Памяти С.Н.Конина
Вт Ноя 06, 2018 12:12 pm автор Олег
» Покупки и продажи на интернет-аукционе www.eBay.com
Ср Сен 26, 2018 3:47 am автор ua1osm