Форум п.Коноша
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Like/Tweet/+1
Поиск
 
 

Результаты :
 


Rechercher Расширенный поиск

Последние темы
Партнеры
Создать форум

Главы из книги С.Н.Конина "Коноша и коношане, легенды и хроника, факты и судьбы"

Перейти вниз

Главы из книги С.Н.Конина "Коноша и коношане, легенды и хроника, факты и судьбы" Empty Главы из книги С.Н.Конина "Коноша и коношане, легенды и хроника, факты и судьбы"

Сообщение автор Олег Сб Сен 24, 2011 3:54 am

На страницах этого форума было опубликовано желание людей ознакомиться с книгой С.Н.Конина "Коноша и коношане,Легенды и хроника, факты и судьбы", которая была опубликована в 1998 году к 100-летию Коноши. Мне кажется, что ни сам С.Н.Конин ни администрация МО "Коношский район" не будут против, если главы из этой книги появятся на нашем форуме.


Последний раз редактировалось: Олег (Вс Окт 14, 2012 12:52 am), всего редактировалось 1 раз(а)
Олег
Олег
почётный житель
почётный житель

Количество сообщений : 568
Возраст : 54
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08

Вернуться к началу Перейти вниз

Главы из книги С.Н.Конина "Коноша и коношане, легенды и хроника, факты и судьбы" Empty Re: Главы из книги С.Н.Конина "Коноша и коношане, легенды и хроника, факты и судьбы"

Сообщение автор Олег Сб Сен 24, 2011 4:13 am

Цитата: "Это издание - не обычное чтиво. Главная его цель - собрать воедино, обобщить все то, что известно о Коноше за ее 100-летнюю историю. Стать своего рода справочником по прошлому Коноши - ее биография, события и люди на основании документов, газетных публикаций, воспоминаний, фотографий. Идея эта давно назрела.
Собственно, учет документальных и иных данных, их систематизацию проводят краеведческие музеи. Но в Коноше такого музея в статусе государственного нет. Попытки собрать все сведения были либо стихийными, не под эгидой районной власти, либо предпринимались в связи с какими-то кампаниями, и все собранное потом исчезало, порой, безвозвратно.
Несколько десятилетий краеведением занимался учитель А.Н.Чирков. Неизвестно, создавал ли он обобщающую историю района и Коноши. При подготовке этого издания мы располагали лишь газетными вырезками с его заметками.
Поскольку это первая попытка создания книги о Коноше, других книжных публикаций нет, мы старались использовать имеющиеся у нас сведения в максимальной степени, в частности, отказались от типичного принципа сводить массу информации к сжатому обзору. Наоборот, имеющуюся информацию применили в полном объеме и неоднократно, чтобы каждый мог найти в ней хоть какую-то крупицу в соответствии со своими интересами. Скажем, упоминая о предприятиях, улицах, людях, событиях в хронологических разделах, мы подробно останавливаемся на них в отдельных очерках. К примеру, о железной дороге, о ВЧД, о почетных жителях Коноши.
Эта первая обобщающая историческая публикация о Коноше, подготовленная по инициативе и при всяческом содействии районной администрации, стала возможной благодаря краеведческим материалам в районной газете 50-90-гг. А.Н.Чиркова, а также при помощи старожилов Коноши В.А.Корытова, Г.А.Рогова, Г.В.Рипакова, В.А.Лебедева, Я.Г.Титова."
Олег
Олег
почётный житель
почётный житель

Количество сообщений : 568
Возраст : 54
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08

Вернуться к началу Перейти вниз

Главы из книги С.Н.Конина "Коноша и коношане, легенды и хроника, факты и судьбы" Empty ПОСЕЛОК НАШ СТОИТ НА ПЕРЕПУТЬЕ...

Сообщение автор Олег Пт Сен 30, 2011 12:24 am

Цитата:"Поселок Коноша расположен на Коношско-Няндомской возвышенности, на водоразделе рек Волошка, Вель и Кубена, веером расходящихся от Коноши на север, восток и юг. 61 градус северной широты и 40 градусов восточной долготы на железнодорожной магистрали в 707 км от Москвы. От Северного полюса ее отделяют 3219 км, от экватора - 6771 км. Высота поверхности над уровнем моря - самая высокая точка (в районе "Кирпичного" - 224,2 м, самая низкая (за ветлабораторией) - 205,3 м. Занимаемая площадь (на 1995 год) - 1633 га. Строительство железной дороги Вологда-Архангельск начато в 1894 году. В 1898 году началось регулярное движение поездов. Но что это была за дорога? Построена наскоро, с недоделками, в одну колею, узкоколейная (1000 мм)".
Олег
Олег
почётный житель
почётный житель

Количество сообщений : 568
Возраст : 54
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08

Вернуться к началу Перейти вниз

Главы из книги С.Н.Конина "Коноша и коношане, легенды и хроника, факты и судьбы" Empty Глава первая ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА КОНОША

Сообщение автор Олег Пт Сен 30, 2011 12:46 am

Цитата:"Пожалуй, история соседних Вельска и Каргополя в публикациях - это поиск раритетов-древностей, стремление проникнуть в глубь веков. Интересная, но кропотливая, трудоемкая задача. А какие трудности, казалось бы, могут быть в изучении истории Коноши, если она насчитывает всего лишь 100 лет? Копайся в архивах нового времени - и дело с концом... Увы, бывает непросто воссоздать хронику не только стародавних событий. В случае с Коношей препятствий для написания ее истории оказалось предостаточно. Во-первых, здесь нет краеведческого музея, где бы систематизировались и изучались все этапы прошлого и нынешнего времени. Во-вторых, в отличие от соседних районов, преобразованных из сложившихся уездов, наш был создан сравнительно недавно, а в административном отношении, можно сказать, на пустом месте. Коноша входила в Кадниковский уезд (сейчас многие не знают даже, где этот Кадников), относилась к Вологде, потом к Архангельску... В результате архивные данные рассредоточены в самых разных хранилищах и до сих пор не сведены воедино. Сыграли свою злую роль и пожары. В архивах ЗАГСа хранятся записи, скажем, по Ротковцу 150-летней давности. С прошлого века имеются данные по кремлевским и третинским деревням. А по Коноше - лишь с 1928 года. Куда девались прежние записи? Доводилось слышать от старожилов, что Коношский сельсовет одно время размещался в деревне Верхней. Эта версия не такая уж неправдоподобная, если учесть, что в какой-то период основное население было не в поселке, а на лесозаводе. Тот сельсовет в Верхней сгорел. А где велись записи актов гражданского состояния коношан до 1917 года? В Кремлевской и Даниловской церквях в ту пору, когда Коноша входила в Кремлевскую волость, велись записи по всем деревням волости, кроме Коноши и Глубоковского куста. Многие пробелы в истории поселка трудновосстановимы и по той причине, что все архивы, касавшиеся Коноши до 1934 года и отправлявшиеся в Няндому, погибли в пожаре, когда сгорел Няндомский райисполком. И еще. Если в Вельске районная газета существовала с 1918 года, то в Коноше - с 1935 года, причем, первых подшивок ее не сохранилось. Потому-то для воссоздания коношской летописи особое, если не решающее значение, приобретают живые воспоминания коношан, земляков".
Олег
Олег
почётный житель
почётный житель

Количество сообщений : 568
Возраст : 54
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08

Вернуться к началу Перейти вниз

Главы из книги С.Н.Конина "Коноша и коношане, легенды и хроника, факты и судьбы" Empty ВОЛОСТЬ, УЕЗД, ГУБЕРНИЯ

Сообщение автор Олег Вс Окт 02, 2011 12:38 am

Цитата: "Более полувека Коноша входит в состав Архангельской области, и это настолько прочно отложилось в сознании коношан, что многие, интересуясь историей Коноши и района (например, в поисках ответов на викторины в газете в связи со 100-летием Коноши), искали источники в литературе именно по Архангельской области. Характерный пример: зная, что Коноша в начале ХХ века входила в Вологодскую губернию, на вопрос викторины о дате установления Советской власти в Коноше, молодые коношане, тем не менее, ответили, что в 1918 году делегат из Коноши Иван Мальцев направлен на съезд Советов Архангельской области. А один юный краевед в свое время в поисках свидетельств об участии земляков из коношских краев в Отечественной войне 1812 года проштудировал все справочники по Архангельской области и, разумеется, ничего там о наших волостях не нашел. Могут сказать: какой спрос со школьников, и вообще - так ли уж важны для истории Коноши административные изменения в губерниях и областях? Считаем, важны. Потому что не только начинающие краеведы, а и бывалые авторы исторических публикаций путаются в таких вопросах, касающихся нашего края. Если посмотреть на карту губерний XIX века, то бросается в глаза: бывшая Архангельская губерния по своим административно-территориальным признакам мало напоминает нынешнюю Архангельскую область. В краеведческих публикациях не раз упоминалось, что Коношский район составлен из территорий Вологодской, Архангельской, Новгородской губерний. Это ошибка: Архангельская была от Коноши далеко. Поэтому, говоря об историческом прошлом Коноши, надо определится с ее административным местонахождением в прошлые времена. Нужно также обозначить волости, которые позже стали сельсоветами и положили начало новому Коношскому району. Если Вельский и Каргопольский районы возникли на основе этих уездных городов, то понятно, что Коношского уезда не было, маленькая станция сама входила в какой-то уезд. В какой именно? Итак, конец XIX и начало ХХ века. Территория района (площадь 8430 кв. км) на рубеже веков входила в три губернии. Северо-запад: Вохтома, Валдеево, Завандышье - в Каргопольском уезде Олонецкой губернии (в 1919 году уезд передан Вологодской губернии). Юго-запад: Ковжа, Ротковец, Кленово - в Кирилловском уезде Новгородской губернии (позднее Кленово перешло в Каргопольский уезд, в 1919 году он вошел в Вологодскую губернию). Восток: Тавреньга, Хмельники, Подюга - в составе Вельского уезда Вологодской губернии. Юг: Кремлевская и Давыдовская волости (Перхино, Глотиха) входили в Кадниковский уезд Вологодской губернии. В Архангельскую губернию ни одна из этих волостей не входила. В 1929 году постановлением ВЦИК образован Северный край, объединивший Архангельскую, Вологодскую губернии и автономную Коми область. На части территории образован Коношский район Няндомского округа. В округ входили также Вельский, Верховажский, Каргопольский, Няндомский, Приозерный, Ровдинский, Устьянский и Шенкурский районы. Округ просуществовал недолго, в 1930 году был ликвидирован. 10 районов края были упразднены, в том числе Коношский. В 1931 году он вливается в Няндомский район до 1935 года. В 1936 году образуется Северная область (территория Архангельской и Вологодской областей). Постановлением ВЦИК от 23 сентября 1937 года была окончательно образована Архангельская область".
Олег
Олег
почётный житель
почётный житель

Количество сообщений : 568
Возраст : 54
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08

Вернуться к началу Перейти вниз

Главы из книги С.Н.Конина "Коноша и коношане, легенды и хроника, факты и судьбы" Empty ПОЧЕМУ КОНОШУ НАЗВАЛИ КОНОШЕЙ?

Сообщение автор Олег Вс Окт 02, 2011 1:40 am

Цитата: "Коноша - ее имя знают не только в районе или области. Как крупный железнодорожный узел, она обозначена на любой административной карте в масштабах страны. А кто ответит: откуда Коноша получила такое название? И что оно означает? На этот счет есть легенда. Прибыл в Вадью землеустроитель. То ли для уточнения границы между Олонецкой и Вологодской губерниями, то ли для определения места будущей станции. Скорее всего, для того и другого, поскольку туда, где сейчас станция Коноша, попадали через Вадью. Вадья входила в Олонецкую губернию, а границей с Вологодской служила река Волошка. Нанял устроитель трех мужиков с Вадьи и поплыл на лодке вниз по Волге-реке (Волошку в тех краях именовали еще и Волгой). Задремал господин и говорит: "Если усну - разбудите". И уснул. А мужики так смекают: "Больше проспит - больше земли и лесу нам отойдет". Проснулся начальник, видит, по правому борту какая-то речка впадает в Волошку. По карте смотрит, а определить, что за речка, не может. Вышел он на берег и посылает мужиков в Дор за лошадью и провиантом. Да с прибаутками говорит: вот вам конь, вот вам ноша. Конь да ноша - будет "Коноша". Предание, вероятно, свидетельствует о тех временах, когда станции Коноши еще и в проектах не было. Многим известно, что станция получила имя от реки Коноши. Кстати, нынешние молодые коношане намного сильнее своих сверстников 25-летней давности в краеведческих познаниях. Молодежь знает, что в пору строительства станций еще в стадии проектов им давали имя ближайшей речки - Вожега, Лухтонга, Коноша, Вандыш, Подюга, Норменга, Шоноша, Шалакуша и т.д. Почти все названия рек остались от коренного племени чуди, жившего когда-то в этих северных краях. В словаре Даля слово "вандыш" означает породу рыб. Есть у Даля и слово "волошка" - рукав Волги. По карте района легко заметить, что чудские названия рек оканчиваются на "ша" и "га". Эти окончания означают реку, воду. Например, Волга - очень большая могучая вода. А что означает Шилокша, Лейбуша, Шоноша, Коноша? Еще 25 лет назад такой вопрос прозвучал в районной газете. До сих пор на него нет ответа".
Олег
Олег
почётный житель
почётный житель

Количество сообщений : 568
Возраст : 54
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08

Вернуться к началу Перейти вниз

Главы из книги С.Н.Конина "Коноша и коношане, легенды и хроника, факты и судьбы" Empty ВЗЯТКА

Сообщение автор Олег Вс Окт 02, 2011 2:23 am

Цитата: "Если станция названа по имени речки Коноша, то почему именно этой речки? Ведь они довольно далеко друг от друга. Почему, к примеру, не по имени Кубены-реки? Она рядом и вполне солидная, заслуживающая того, чтобы дать имя станции или городу. Есть и другие речки поблизости. В общем, тут что-то не стыкуется... Такие резоны приходилось слышать по поводу происхождения названия станции. В самом деле, странно: речка там, где пос.Мелентьевский, а станция Коноша в двенадцати километрах от нее. Далеко не все коношане знают даже, где эта речка протекает. Но все дело в том, что по проекту станция должна была быть не там, где она нынче находится... Думается, об этом надо сказать поподробнее. Что такое 100-летняя дата? Не только юбилей. А еще и желание побольше узнать о юбиляре - о его рождении, первых шагах... Одним словом, узнать о былом. Разве могло быть характерным такое желание, скажем, в 1948 году, когда Коноше исполнилось 50 лет? Когда были, мало сказать, живы очевидцы ее зарождения, а чуть ли не все тогдашнее поколение коношан участвовало так или иначе в ее создании. А в 1975 году, когда отмечалось 40-летие района, таких участников оставалось уже мало, и их воспоминания приобрели, можно сказать, исторический интерес. Что-то из тех воспоминаний удалось сохранить. Любопытное предание рассказал житель Вадьи Н.В.Семин. Вернее, это для нас его рассказ звучит как предание. Но рассказывал он не легенду, которая переходит из поколения в поколение, а для него это было живым свидетельством, фактом, ведь происходило не в какие-то стародавние времена, а на его веку. Первый раз Семин побывал в Коноше в 1905 году, тогда в ней было больше 10 домов. Кстати, многие вадьинские мужики знали Коношу с момента ее появления, поскольку строили железную дорогу на этом перегоне и станционные постройки. Строил дорогу и отец Семина. Хоть и был народ с Вадьи неграмотный, но бывалый. В разных краях многого навидался, многое слышал и запомнил. Дорогу на Архангельск строил промышленник Мамонтов. Сам он во все не вникал, у него в центральных губерниях забот хватало. А в его строительной конторе, как это всегда бывает в пору начала стройки, набралось людей всяких - и случайных, и нечистых на руку. Приехали подрядчики в наши края определять место для будущей станции (а ехали они через Вадью) и остановились в Куфтыревской у купца Степана Дьячкова, с которым и раньше были знакомы. Собрались и другие местные купцы. И вот устроители работ и купцы порешили строить станцию неподалеку. В свой союз привлекли лесопромышленников - немцев и сообща сагитировали крестьян строить станцию на речке Коноше, мол, крестьянам не будет потери ни в покосах, ни в пашне. Купцы дали подрядчикам взятку и считали вопрос решенным. Лесопромышленники, сплавлявшие лес по Волошке в Онегу (в Кленово был норвежский лесопильный завод), тоже были довольны - теперь они смогут отправлять лес на юг. Но вельские купцы были недовольны таким решением и настаивали на строительстве станции ближе к Вельскому тракту, у кремлевского куста деревень. Они тоже не поскупились на взятку. Составилась комиссия из строителей - представителей подрядчика, купцов, промышленников и властей. В конце концов решили строить станцию за 12 км к югу от проектного участка - у Вельского тракта, а название ее не изменили. Так и стала называться эта станция Коношей. Итак, по проекту станция Коноша должна быть там, где потом появился поселок Мелентьевский, на речке Коноше. Но настырные купцы вельских кланов взятками, нажимом и уговорами добились, чтобы станцию строили на болоте. Разумеется, мороки с таким строительством было много. Зато с точки зрения торговли выгода налицо: прямо со станции, без перевалки товары шли на Вельский тракт многие годы, вплоть до строительства железной дороги на Печору. Разумеется, была своя выгода и в "мелентьевском" варианте. Почему же он не прошел? Купец Дьячков имел немалый вес в кругах промышленников и государственных чиновников, но обстоятельства складывались в пользу его соперников вельской ориентации. В числе тогдашних обстоятельств, думается, свою роль сыграли и такие. Деревня Куфтыревская и вообще Вохтома (Мелентьевская волость) входила в Олонецкую губернию, т.е. к Архангельску, откуда тоже вели строительство дороги, не относилась, и у Архангельского губернатора, много занимавшегося железной дорогой, о том участке голова не болела. Для Олонецкого губернского начальства Вохтома была медвежьим углом, у черта на куличках, куда без особой нужды старались не ездить. У Каргополя, уездного города, были давние связи и тракт с Петербургом. А Кремлевский куст и Вельск - это Вологодская губерния. И губернское начальство, и Вельское земство, и Кадниковский уезд, куда входило Кремлево, были заинтересованы в развитии этого края на стыке трех губерний. Первые дома и склады построили в Коноше именно вельские купцы. Любопытный исторический факт, который может о многом рассказать дотошному исследователю: речка Коноша (там, где предполагалось строить станцию) - в одной губернии, Олонецкой, а станция Коноша построена в другой, Вологодской. Спустя 10-летие с лишним после своего зарождения станция Коноша и железная дорога снова стали строительными объектами. Уже дети вадьинских, вохтомских и т.д. мужиков, проложивших "чугунку" в тайге, в 1915-16 годах работали на магистрали - перешивали узкоколейку на широкую колею. Работали по 12 часов в день с 14 лет. Взрослые мужчины были на войне, потому среди строителей было много подростков. На земляных работах было немало китайцев. А северяне больше работали в лесу, прорубали трассу, здесь же, на месте тесали шпалы. В 1915 году был завершен участок Вологда-Няндома, в 1916 году - до Архангельска. Мелентьевские купцы Моряков и Дьячков активно участвовали своими капиталами в этом строительстве и не оставляли надежды, что станция Коноша в связи с реконструкцией железной дороги переместится в их вотчину. И склоняли строителей к своему замыслу. После 1917 года им было уже не до этого... Через многие годы "мелентьевская" точка на карте снова заинтересовала Москву. Когда решался вопрос о строительстве металлургического комбината, проектировщики предложили местом для возведения комбината именно тот участок, где не состоялась станция Коноша. Но этот проект был отвергнут в верхах, поскольку сочли не выгодным прокладывать водопровод от озер Воже или Лаче. И гигант современной индустрии был построен в другом месте, в Череповце. Об этом рассказал бывший секретарь исполкома Г.В.Рипаков. Кстати, и после создания Череповецкого металлургического комбината Коноша оставалась в поле зрения правительства. Как вспоминают Я.Г.Титов и Г.В.Рипаков, в 70-е годы в перспективных проектах Госплана СССР на третье тысячелетие предусматривалось возведение металлургического комбината под Коношей, в сторону Климовской. Между прочим, история с "отодвиганием" станции в угоду одной из торговых группировок натолкнула на воспоминание, из которого вполне можно сделать резюме: так рождаются исторические анекдоты. Когда-то, будучи в Вологде и поинтересовавшись у работников областного краеведческого музея свидетельствовами зарождения железной дороги станции Коноша, я был допущен ими в подвальные запасники, где мне показали фотоальбом конца прошлого века. Тогдашние хозяева дороги командировали фотографа, чтобы он увековечил станции и участки железнодорожного полотна. Отлично сохранились фотографии соседних с Коношей станций Вожега и Вандыш. Есть и мост через речку Коноша. А самой станции на фотографиях нет. А ведь она по рангу не уступала Вожеге или Вандышу. Не могло ли быть так, что фотографа ориентировали по карте проектировщиков, мол, станция Коноша расположена на одноименной речке Мелентьевской волости Каргопольского уезда Олонецкой губернии? Судя по фотоснимку железнодорожного моста (панорама моста снята не из вагона и тем более не на ходу поезда), фотограф останавливался на той точке карты, добросовестно сфотографировал мост, но никакой станции не обнаружил. Откуда ему было знать, что станцию построили не просто за 12 км от предусмотренного проектом места, а вообще в другой волости и даже в другой губернии - в Кремлевской волости Кирилловского уезда Вологодской губернии. Так и не нашел и не запечатлел давний фотограф станцию Коноша".
Олег
Олег
почётный житель
почётный житель

Количество сообщений : 568
Возраст : 54
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08

Вернуться к началу Перейти вниз

Главы из книги С.Н.Конина "Коноша и коношане, легенды и хроника, факты и судьбы" Empty О "ЧУГУНКЕ" НА КОНОШУ

Сообщение автор Олег Сб Окт 08, 2011 7:14 pm

Цитата: "70 лет прожил в Коноше И.А.Холопов - бывший пулеметчик, коношанин, торговый работник и замечательный рассказчик. Память удивительная. Его воспоминания о Коноше и коношанах не раз публиковались в районной газете. О многом он не успел рассказать - задолго до кончины писать был не в состоянии, сказались ранения. Да и ходил с трудом. С запоздалым сожалением приходится констатировать, что, приди к нему кто-нибудь послушать да записать воспоминания, наверняка мы знали бы историю Коноши лучше. Кое-что удалось записать из его устных рассказов. В Коноше Холопов с 1926 года, и ему довелось встречаться с десятком людей, которые строили сначала узкоколейку, потом широкую колею железной дороги Вологда-Архангельск. Вот что ему рассказывали участники и очевидцы строительства. До строительства железной дороги там, где находятся станция и поселок, был нетронутый дремучий лес и натуральное болото, а то и трясина. Были и возвышенные места - холмы, поросшие лесом, но в основном - низменность, сырая и топкая. Станция прямо на болоте и построена. А поселок возник на небольшой возвышенности. Первые частные дома поставили купцы. Железную дорогу строил частный подрядчик. Рабочих было занято на строительстве много, поскольку все выполнялось вручную. Питание - за счет подрядчика: хлеб, суп, каша с растительным маслом, чай с заваркой фруктового напитка, сахару не давали. Подрядчик имел свою торговлю, рабочим она была наруку: брали в торговых палатках предметы первой необходимости, ширпотреб, другие товары в счет своего заработка или за наличные. В те времена болота были в самом первозданном виде, зачастую непроходимые. К примеру, от станции к ближайшей деревне Верхней прямого пути не было. Там, где сейчас улица Мамонова, тонули лошади, не каждый рисковал летом проехать даже верхом со стройки в родную деревню. Работы были не только очень трудоемки, а и очень дорогие. Вот яркое свидетельство тому, в каких муках рождались дорога и станция. Если обычно болото засыпали балластом, то на одном из участков трассы и балласт не помогал. Долго валили его в болото, как в прорву. Наконец, все же засыпали. Проложили по нему шпалы и рельсы, пустили испытательный состав: паровоз с четырьмя вагонами. В каждом вагоне - по 1000 пудов (по 16,5 тонн) контрольного груза. Весь состав провалился. Да так, что и вытащить не могли. Провал (с составом заодно) снова засыпали балластом. Опять проложили пути, снова пустили испытательный поезд. Провалился и он, и тоже достать не могли. Из-за этих непредвиденных расходов, из-за большой задолженности по зарплате рабочим и по поставкам стройматериалов подрядчик объявил себя неплатежеспособным, банкротом и удавился. Достраивать дорогу взялся другой подрядчик. Болото стали засыпать балластом в мешках и кулях. В конце концов построили прочную насыпь для железнодорожного полотна. Люди прозвали то болото "золотым". Поясним по поводу этой легенды, что подрядчик, о котором толковали мужики в начале века, это строитель дороги Москва-Ярославль-Архангельск, он же директор дороги, С.И.Мамонтов. О нем скажем позже. Архивы сохранили газетную статью ("Призыв", 23.10.73) "О "чугунке" на Коношу". Поводом для нее стала моя беседа с широко известным в 70-е годы коношским художником-самоучкой Е.М.Ширяевым. Он заслуживает особого рассказа. А статья в какой-то мере дополняет местные воспоминания старожилов о строительстве железной дороги. "На фоне заката - старые деревянные постройки и знакомый силуэт водонапорной башни. Это картина "Старая Коноша". Она висит как раз передо мной напротив на стене, и с ее автором Е.М.Ширяевым мы беседуем о старой Коноше, обмениваемся подробностями, для меня в большинстве вычитанными, для него - свидетельскими. Поводом для разговора стал С.И.Мамонтов, строитель Северной железной дороги. Очевидцем строительства нашей дороги был В.Серов, известный русский художник. Это была идея Мамонтова - устроить на Нижегородской ярмарке павильон о севере, чтобы привлечь общества к этому глухому, нетронутому тогда краю. Мамонтов заказал художникам проект оформления павильона. И вот два друга, два художника, Серов и Коровин, едут на север, как сейчас бы сказали, в туристическое путешествие. К.Коровин очень интересно описал это путешествие. Вот отрывок из его рассказа: "От Вологды до Архангельска ведут железную дорогу. прямо, широкой полосой прорублены леса. Уже проложены неровно рельсы. по ним ходит небольшой паровоз с одним вагоном. Называется это - времянка. Кое-где построены бараки для рабочих, сторожки для стрелочников. Новые чистые домики. Проехали до конца проруба и остановились в одной сторожке. Там чисто, пахнет свежей сосной, и есть большая печь, а кругом бесконечные могучие леса. веками росли, умирали, падали, росли снова. Там никаких дорог нет. Серов и я увидели, что писать с натуры нельзя: мешают мириады всевозможной мошкары, комаров, слепней. Лезут в глаза, в уши, в рот и просто едят поедом. А в пять часов утра уже начиналась порубка. Свалив деревья, рабочие оттаскивали их в сторону с просеки. И внезапно один из порубщиков увидел высокого, страшного оборотня, который тоже таскал старательно и усердно деревья на опушке чащи. Это был огромный медведь. Он пришел к порубкам, посмотрел, что делают люди, и стал делать то же: таскал, рыча, деревья. Хотел помочь, думал, нужно. Медведь выходил из порубки каждый день. Когда рабочие кончали работу, уходил и он. Но только работа начиналась, он уже на опушке. Злая пуля уложила занятного бедного зверя..." Когда обанкротившийся Мамонтов был заточен в тюрьму, В.Серов, в то время уже настолько популярный, что царь заказал ему свой портрет, во время сеанса ходатайствовал перед царем об освобождении Мамонтова... Евгения Михайловича Ширяева судьба свела в совместной работе не с кем иным, как с человеком, бывшим мастером у Мамонтова на строительстве железной дороги. Вот что мастер рассказал о причинах банкротства своего шефа. Миллионер - меценат, капиталист, вкладывающий в дело капиталы, руководствуясь при этом не своей выгодой, а общественной пользой - такое, конечно, было исключением из правила. Само же правило - это капиталист, пекущийся единственно о своих барышах. Группа денежных тузов, учуявших возможность приумножить свои капиталы, составила с Мамонтовым что-то вроде акционерного общества. В конце концов эти дельцы, для которых закон: во имя прибылей пожирай один другого, высосав из Мамонтова его инженерные знания и миллионы, привели его к банкротству и тюрьме...
- Знаешь что? - сказал мне напоследок Евгений Михайлович, - если ты хочешь получить представление об облике старой Коноши, поезжай в Ярославль. По роду своей лестранхозовской деятельности мне часто доводилось бывать там. И в архиве управления Северной железной дороги я видел альбом с фотографиями, где запечатлены первые постройки Коноши, ее строители, первые работники станции".
Наша справка:
Савва Иванович Мамонтов (1841-1918) - видный промышленник и железнодорожный деятель прошлого столетия, построивший Ярославскую и Донецкую железные дороги. Творчество Васнецова, Врубеля, Нестерова, Серова, Репина, Шаляпина, Станиславского и многих других выдающихся людей культуры тесно связано с меценатской и просветительской деятельностью Мамонтова. Когда осенью 1899 года он, как председатель правления Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, был объявлен банкротом и арестован, это событие взволновало многих. В 1900 году состоялся суд над С.И.Мамонтовым, на котором он был оправдан. Позднее Мамонтов-старший отошел от коммерции, занимался главным образом меценатством. Директором железной дороги стал его сын. Всеволод Саввич Мамонтов (1870-1951) - младший сын С.И.Мамонтова, директор правления Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги в 90-х гг., а затем профессиональный охотник, управляющий конным заводом, сотрудник милиции, в последние годы жизни служащий Музея-усадьбы Абрамцево (имение Мамонтовых). Другой сын С.И.Мамонтова, Сергей Саввич Мамонтов (1867-1915), был журналистом и драматургом".
Олег
Олег
почётный житель
почётный житель

Количество сообщений : 568
Возраст : 54
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08

Вернуться к началу Перейти вниз

Главы из книги С.Н.Конина "Коноша и коношане, легенды и хроника, факты и судьбы" Empty БЫЛА АКЦИОНЕРНАЯ-СТАЛА ГОСУДАРСТВЕННОЙ

Сообщение автор Олег Вт Окт 11, 2011 2:45 pm

Цитата: "Напрашиваются вопросы: есть ли в этих устных историях о "перестановке" места станции с помощью взяток доля истины или же они из области преданий? И как могли арестовать обанкротившегося хозяина дороги, если дорога частная, неподведомственная государству? Одним словом, необходима хотя бы краткая предыстория появления станции Коноша. Многие участки и линии, входящие ныне в состав существующих границ Северной железной дороги, строились отдельными акционерными обществами как совершенно самостоятельные. Так были построены: Троице-Сергиевская железная дорога с дальнейшим продолжением ее на Ярославль, Вологду и Архангельск; Иваново-Шуйская и Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога. Первым участком будущей Северной магистрали стала железная дорога от Москвы до Сергиева (1859 г.). Она строилась акционерным обществом, которое возглавлял С.И.Мамонтов. В 1870 году построена дорога до Ярославля, и Мамонтов получает разрешение на постройку узкоколейной линии от Ярославля до Вологды (закончена в 1872 г.). Не обошлось без трений по поводу того, где должна пройти дорога, пример тому - споры между шуйскими и ивановскими фабрикантами. При постройке станции Данилово городские власти пошли на поводу у купцов, добивавшихся возведения станции на Козьем болоте - не подходившем для строительства, но удобном для купцов. Так что споры купцов о месте строительства станции Коноша - не исключение. В 1894 году правление Московско-Ярославского акционерного общества обратилось в Министерство финансов с ходатайством о предоставлении ему концессии на постройку и эксплуатацию железной дороги от Вологды на Архангельск протяженностью 595 верст. В этом же году началось строительство. Регулярное движение по дороге открылось в 1898 году. Постройка железной дороги от Вологды до Архангельска по болотам обошлась очень дорого, и финансовые дела Общества катастрофически пошатнулись. Не удавалось поправить дело и за счет Невских судостроительных и вагоностроительных заводов, контролировавшихся Обществом, - они тоже оказались в тяжелом финансовом положении. Тогда правление Общества занялось тем, что нынче практикуется очень широко, то есть "деланием денег из воздуха" путем финансовых афер, но только лишь предпринимательством такого рода правление не ограничилось, оно добилось получения концессии на строительство железной дороги Петербург-Вологда-Вятка, сулившей прибыли. Правительство поначалу сквозь пальцы смотрело на коммерческие операции Общества, нарушавшие закон, и было не против, чтобы новым строительством оно поправило свои дела. Но затем министр финансов Витте отказался от этих планов и назначил комиссию для раскрытия злоупотреблений. Против АО было возбуждено уголовное преследование за нарушение финансовой дисциплины. Витте отменил права АО на принадлежащую Обществу дорогу от Москвы до Архангельска со всем ее имуществом. Все акции АО были принудительно отчуждены в казну по убыточной цене. 1 апреля 1900 года Московско-Ярославско-Архангельская ж.д. перешла в казну, в ведение министра финансов. С 1 января 1907 года вышеперечисленным железнодорожным линиям присвоено название: Северные железные дороги".
Олег
Олег
почётный житель
почётный житель

Количество сообщений : 568
Возраст : 54
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08

Вернуться к началу Перейти вниз

Главы из книги С.Н.Конина "Коноша и коношане, легенды и хроника, факты и судьбы" Empty ДАТА РОЖДЕНИЯ. ВЕРСИИ И ДОКУМЕНТЫ

Сообщение автор Олег Вт Окт 11, 2011 3:09 pm

Цитата: "На моей памяти уже не раз всплывала версия, претендующая на сенсационность (наподобие циклично повторяющихся "сенсаций" по поводу авторства Шекспира и Шолохова), о том, что годом основания Коноши надо считать не 1898, а другой, более ранний, возможно, 1896 год. Эта версия исходит из того, что первые дома на станции появились до 1896 года. Что документально зафиксировано в паспортах уцелевших домов, до сих пор находящихся на балансе железнодорожных служб. Но Коноша ведет отсчет не от первого колышка или дома на болоте (оно нынче именуется "вокзальным"), а от времени создания станции. В 1896 году железная дорога подошла к болоту, где предстояло построить станцию. В том же году начато строительство вокзала, казармы и барака для железнодорожных рабочих. А на берегу озера Нижнего строится насосная станция с жилым домом, существующим поныне. Рядом с вокзалом строится кирпичная водонапорная башня, она сохранилась частично. В 1898 году строительство станции было в основном завершено. Впрочем, первые колышки на месте будущей стройки появились не в 1896 году, а еще раньше, в связи с решением строить дорогу на Архангельск. Документы об этом говорят так: на основании высочайше утвержденного 11 июня 1894 года шестого дополнения к Уставу Общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги было поручено построить узкоколейную дорогу в один путь от станции Волгда до г.Архангельска. В 1896 году станция Коноша, казалось бы, начала функционировать, через нее пошли поезда. Проезжал по этой дороге и царь. И она произвела на него гнетущее впечатление. И когда знаменитый художник В.Серов, рисовавший в ту пору царя, ходатайствовал перед ним за посаженного в тюрьму С.Мамонтова, Николай Второй хоть и обещал свое содействие, но о дорожных впечатлениях не забыл. Это выразилось в том, что железная дорога и станция Коноша вместе с ней была заморожена для приведения ее в божеский вид, для устранения недоделок. Как видно по документам, недоделки оставались еще и в 1898 году, но станция уже была вполне в состоянии функционировать - на уровне маленькой станции частной узкоколейки".
Олег
Олег
почётный житель
почётный житель

Количество сообщений : 568
Возраст : 54
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08

Вернуться к началу Перейти вниз

Главы из книги С.Н.Конина "Коноша и коношане, легенды и хроника, факты и судьбы" Empty КОЧУЮЩАЯ СТАНЦИЯ: в апреле-на 200 версте, в ноябре-на 199 версте от Вологды

Сообщение автор Олег Вт Окт 11, 2011 8:08 pm

Цитата: "Из архивной справки Государственного архива Архангельской области: В документах архивных фондов Каргопольского уездного съезда земских начальников, Каргопольского уездного исправника, начальника Архангельского почтово-телеграфного округа имеются следующие сведения о станции Коноша: В чертеже строящейся железной дороги Вологда-Архангельск, составленном 27 марта 1896 года, значится станция Коноша. В списках жилых помещений, находившихся на 2-м участке строящейся железной дороги Вологда-Архангельск, на 199 версте значится станция Коноша, здесь имелось одно пассажирское здание и одна казарма. Список датирован 8 ноября 1896 года. В списке железнодорожных станций, временных рабочих, казарм и бараков на вновь строящейся дороге имеется станция Коноша, при ней казарма и два барака на 200 человек, расположена на р.Коноша, на 207 версте от Вологды к Архангельску. 12 апреля 1896 года. Эти сведения, приведенные в справке, документально подтверждают, что в 1896 году, когда железная дорога была в стадии строительства, строительным объектом была и ст.Коноша. Ее облик не идет ни в какое сравнение с тем комплексом сооружений, который зафиксирован в документах 1898 года к моменту открытия сквозного движения по участку Вологда-Архангельск. Как видно из документов, приведенных в справке, к концу 1896 года на станции имелись вокзал и казарма. Не упоминаются водокачка и другие сооружения, без которых станция не могла функционировать - они были в стадии строительства. Оно и в 1898 году не было полностью завершено, но в 1898 году основные объекты были готовы, и станция была признана комиссией по освидетельствованию, как готовая к работе. 1896 год, упоминаемый в документах, - это год интенсивного строительства железной дороги и ее объектов, в том числе ст.Коноша. Внимательный читатель наверняка обратил внимание на географическое несоответствие: в апреле 1896 года фигурирует станция Коноша на 207 версте от Вологды, в ноябре эта же станция значится на 199 версте, за 12 км к югу. Напрашивается вывод, что станцию вначале намеревались строить именно там, где она была обозначена в проекте - у речки Коноши".
Олег
Олег
почётный житель
почётный житель

Количество сообщений : 568
Возраст : 54
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08

Вернуться к началу Перейти вниз

Главы из книги С.Н.Конина "Коноша и коношане, легенды и хроника, факты и судьбы" Empty ИТАК, 1898 ГОД

Сообщение автор Олег Вт Окт 11, 2011 8:18 pm

Цитата: "В телеграмме управляющего Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги Министру Путей сообщения от 22 октября 1898 года сообщалось, что постоянное движение на Вологодско-Архангельской линии открыто 22 октября 1898 года. Эта дата - день рождения Коноши как железнодорожной станции. Согласно журналам комиссии по освидетельствованию Вологодско-Архангельской линии на станции Коноша не были уложены к этому времени только товарные пути длиной 80 саженей. Все путевые постройки (помещения дорожных мастеров, ремонтных, дорожных артелей и переездной стражи) были уже выстроены. Были построены пассажирское здание (вокзал), жилые деревянные дома, крытые дранью и тесом, бани. Устроено водоснабжение с баком емкостью 4 кубических сажени. Все водоподъемные здания были деревянными, с отдельными домами для машинистов (один такой дом на улице Озерной). Из-за болотного грунта пассажирская платформа на станции Коноша была сделана тоже деревянной, на сваях".
Олег
Олег
почётный житель
почётный житель

Количество сообщений : 568
Возраст : 54
Географическое положение : Вологда
Очки : 447
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения