Like/Tweet/+1
Поиск
 
 

Результаты :
 


Rechercher Расширенный поиск

Партнеры
Создать форум

Статья Олега Королева "Станция Коноша на Чистом болоте"

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Статья Олега Королева "Станция Коноша на Чистом болоте"

Сообщение автор Олег в Ср Окт 28, 2015 2:50 am

В газете "Коношский курьер" №84 от 27.10.15 г. на стр.2 напечатана статья Олега Королева "Станция Коноша на Чистом болоте". Ниже привожу ее целиком.

В 1998 году вышла в свет книга С.Н.Конина «Коноша и коношане». Первая книга о Коноше, в которой автор попытался собрать воедино, обобщить все то, что было известно о нашем поселке к тому времени. Но книга не дала ответы на все вопросы, касающиеся рождения Коноши. У Сергея Николаевича на тот момент не было необходимого материала, который начал появляться лишь в недавнее время. Его статья «Станция Горисница», опубликованная в газете «Коношский курьер» в феврале 2013 года была как раз направлена на то, чтобы более подробно осветить темные моменты истории нашего поселка. Но тем не менее, когда в викторине, проводимой к 80-летию Коношского района в 2015 году, был задан вопрос о предполагаемом месте строительства станции Коноша, правильного ответа на него получено не было. Почему-то до сих пор считается, что станцию планировали построить у реки Коноша, хотя это не так. На основании приведенного ниже материала, вы увидите это сами. Как уже рассказывал в своей статье С.Н.Конин, первоначально никакой станции Коноша не планировалось. Между станциями Иванова-Гора и Грехнев-Пал должен был быть построен пункт промежуточного водоснабжения с забором воды из речки Горисницы. Но затем, для увеличения пропускной способности железной дороги, количество и расположение планируемых станций изменили. Было решено, что в районе вышеупомянутой речки должна быть построена станция Горисница на 206,8 версте от города Вологда. На этой станции предполагалось организовать медицинский приемный покой и поместить при нем фельдшера и санитара. Затем в документах название станции «Горисница» было зачеркнуто и написано «Коноша». 20 октября 1894 года были закончены изыскания направления железной дороги в районе деревни Верхней. Лесничий Гурьев подробно описал результаты работы изыскателей. Вот несколько слов из его отчета: «…прорублено три линии через урочища за Нижним озером и против течения речки Березовки, до реки Коноши на протяжении примерно 13 верст, а ширина этих линий во всех местах не превышает двух сажень…». С наступлением зимы начались работы по расчистке от леса трассы строящейся железной дороги, а весной – земляные работы. Насыпь велась от деревни Куфтыревской на юг. К началу июня 1895 года было отсыпано около 5 верст. За проведением работ следили жандармские унтер-офицеры. В рапорте ротмистра Арендта говорится о том, что один из унтер-офицеров следя за работами, обнаружил зарытое в насыпь гнилое дерево. Это было сделано для ускорения работ и являлось нарушением, могущим впоследствии вызвать «…железнодорожную катастрофу…». 23 июня лесной объездчик Березин составил рапорт о том, что обществом железной дороги проложен проезд на верховых лошадях из Вохтомы в деревню Верхнюю. Работами руководили десятники Осип Гандуля и Яков Дьячков, проживающие в Вохтоме. Кроме того была исправлена старая тележная дорога из деревни Фатуново в Давыдовскую волость. Все эти работы выполнялись для проезда комиссии в составе: «…старший инспектор железной дороги, старший врач, строитель дороги Мамонтов, прочие участковые начальники и начальники дистанций...». Так как изысканная в 1894 году линия, оказалась очень неудобной и извилистой, то в июле 1895 года в Глубоковской казенной даче для отыскания удобного места и крепкого грунта для железной дороги, строители вырубили две линии с промежутком одна от другой в 7 саженей. Также ими был построен железнодорожный барак. Руководил работами десятник Григорий Костылев, проживающий в деревне Верхней. В августе исправления линии продолжились и были прорублены новые просеки. В сентябре 1895 года на запрос Вельского уездного земского собрания от Общества железной дороги было получено уведомление, что «…ближайшая к городу Вельску станция будет Коноша на 206 версте линии, в расстоянии от города Вельска около 120 верст…». В марте 1896 года появляются документы о том, что станция Коноша должна быть расположена у деревни Верхней в Кремлевской волости. Брать воду для паровозов планировалось из озера Нижнего. В апреле объездчик Березин в своем рапорте писал, что в урочище Чистое болото в 2-х верстах от деревни Верхней, появилось множество рабочих, которые приступили к строительству бараков на станции. Работы возглавлял десятник Василий Михайлович Зеленков. Общее руководство вел Семен Осипович Дмитриев, который снимал квартиру в деревне Верхней у крестьянина Иннокентия Черепанова. Большое количество людей было задействовано на строительстве моста через реку Коноша. Сюда же к реке Коноша доставлялись известь и камень, добываемые поблизости. В «Списках приемных покоев для больных, находящихся в пределах 3-го стана Каргопольского уезда» от 12 апреля 1896 года, упомянут приемный покой при станции Коноша, который находился в Мелентьевской волости у реки Коноша. Именно этот документ ввел многих в заблуждение относительно первоначального расположения станции Коноша. Как было сказано выше, приемный покой был запроектирован на станции Горисница (Коноша). Но самой станции еще не было и приемный покой разместили в уже построенной казарме у реки Коноша в Мелентьевской волости. У деревни Верхней, на месте строительства станции Коноша к 1-му июля 1896 года были построены только два временных барака. Как сообщал объездчик Березин для постройки этих бараков строители произвели сдир еловой коры на 60-ти деревьях. 18 августа в деревне Верхней рабочие в числе 20 человек, пришедшие в нетрезвом виде с линии строящейся железной дороги, произвели буйство у винной лавки Рябнова, во время которого, находившийся в этой же лавке крестьянин деревни Верхней, некто Ф.В., из ружья убил одного из буйствовавших. Для расследования убийства из Кадникова прибыли судейский следователь и уездный врач. 27 сентября 1896 года помощник лесничего Язвинский произвел осмотр строящейся железной дороги и так описал Коношу: «..под станцию занято 7-мь пикетов или 350 сажень в длину и до 80 сажень в ширину. Место под станцию выбрано на Чистом болоте, поросшем редким низкорослым сосновым лесом. На самой станции возводится здание вокзала, а также другие жилые и нежилые постройки. От станции прорублена просека к озеру Нижнему для устройства водопровода. Близ станции устроены кирпичные заводы..». Также он отмечает, что на линии имеются пять деревянных мостов через речки и ручьи, всевозможные временные помещения для рабочих. В 1897 году работы по строительству станции продолжались. На самой станции проживали пожарный линейный сторож Александр Пронин и унтер-офицер Нечаев. В документах упоминаются старшие рабочие: Кирилл Иванович Тушин и Сергей Михайлович Сумин. По линии уже ходили поезда, которые иногда становились причиной пожара. Так 21 июля 1897 года недалеко от станции Коноша произошли два пожара, потушенные рабочими со станции. Причиной одного пожара стал отходящий со станции Коноша поезд, из паровика которого выбросило угля с огнем, виновного во втором пожаре выяснить не удалось, так как «..рабочих разного рода было множество на железной дороге: землекопов, плотников и прочих...». Ну а что было дальше, рассказывать не надо, об этом подробно написано в книге С.Н.Конина «Коноша и коношане». Надеюсь, что данный материал, позволит читателю немного разобраться в истории нашего родного поселка.
avatar
Олег
почётный житель
почётный житель

Количество сообщений : 518
Возраст : 47
Географическое положение : Вологда
Очки : 387
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

"С чего начиналась Коноша"

Сообщение автор Олег в Пн Сен 11, 2017 1:39 am

В 2015 году при подготовке статьи для «Коношского курьера» под названием «Станция Коноша на Чистом болоте» я не стал заострять внимание читателей на одном, очень важном, с моей точки зрения, вопросе: «С чего начиналась Коноша?». Хотя Сергей Николаевич Конин в своей книге «Коноша и коношане» и писал, что не стоит отыскивать тот самый «первый колышек», с которого все началось, но я все же постараюсь найти ответ на этот вопрос.
Как я уже писал, на место планируемого строительства железной дороги в 1894 году прибыла изыскательская партия. Это были первые представители железной дороги, которых увидела коношская земля. Под их руководством в обходе №3 Глубоковской лесной дачи были прорублены две просеки, расположенных недалеко одна от другой, протяженностью около 4,8 км., а также в обходе №4 еще три: через урочища «за Нижним озером» и против течения речки «Березовки» до реки «Коноши» на протяжении примерно 13,9 км. Ширина этих просек во всех местах не превышала 4,2 м. Работа эта продолжалась несколько месяцев и изыскатели где-то жили, но точного места их проживания в документах лесничества я не нашел.
После того, как изыскатели закончили свою работу, на основании их данных был составлен план строительства и на место проведения работ прибыли железнодорожные строители. Но и они, вместо того, чтобы сразу же начать готовить трассу под железную дорогу, снова рубят просеки в лесу. Так 6 июля 1895 года в 4-м обходе они вырубили две линии с промежутком 14,9 м одна от другой «для отыскания удобного места и крепкого грунта земли для железной дороги».  31 августа 1895 года в 3-м обходе ими «производилось изыскание нового направления железной дороги, т.к. изысканная линия в прошлом 1894 году оказалась очень неудобною с довольно значительными поворотами». Для своего проживания здесь же в 4-ом обходе Глубоковской дачи в 1895 году строителями построен железнодорожный барак. В 1896 году рядом с этим бараком ими построена конюшня. Почему я так подробно остановился на этих двух зданиях? Дело в том, что при всем том большом количестве просек, вырубленных изыскателями и строителями, особое внимание лесников при осмотре дороги в 1896 году привлекли две. Они указывают, что на 198 версте от города Вологды первоначальное направление линии железной дороги изменено и в зиму текущего года разрублен вариант. Этим вариантом выкинута дуга, стягивающая линию, которая составляет около 3,2 км. Расстояние от варианта до первичного направления линии дороги в самом широком месте оказывается приблизительно 640 м. Так вот, строительство станции ведется на новом варианте на 199 версте, а железнодорожный барак и конюшня, о которых я говорил выше, остались на старой просеке.
В Коношской районной библиотеке имеется «Схема Коноши в 1926 году», составленная Иваном Алексеевичем Холоповым. В его схеме на ул. Советской (на схеме она называется по другому) ближе к центру рядом друг с другом размещены два здания: барак ТЛО и клуб. С. Н. Конин в своей книге «Коноша и коношане» неоднократно повторяет, что здание клуба переделано из конюшни. В итоге получается, что те, оставшиеся на старой просеке, барак и конюшня никуда не делись, а спокойно просуществовали как минимум до 1926 года. Более того, из этого можно сделать вывод, что и старая просека, на которой первоначально планировалось построить железную дорогу, со временем стала центральной улицей Коноши.
Своими мыслями я поделился с Сергеем Ниловичем Матвеевым, с которым мы давно общаемся по вопросам истории Коноши. И вот, что он мне ответил: «Считаю твою догадку о старой просеке правильной, прочитав рапорты лесничих, хотя поначалу я сомневался. Действительно, если посмотреть на карту в Гугле, железная дорога делает поворот влево в сторону болота Чистого примерно в районе бывшего комбикормового завода. А если не делать этот поворот, то дорога как раз и пошла бы дальше прямо по ул. Советской через центр и речку - до стадиона. Лесничий в своём рапорте оценивает максимальное расстояние между старой просекой (дугой) и новой (хордой) в 600 м (300 саженей). Этот вариант не прошёл у них по причине очень больших величин уклонов с горы (центр посёлка) в сторону р. Травницы и последующего подъёма к стадиону. Преодолеть их можно, но понадобились бы огромные земляные работы, это дорого. Весь центр посёлка надо было срыть, а землю из выемки (считай, на длине 600 м от здания полиции до аптеки) переместить к северу на насыпь у моста через реку Травницу».
Ну вот и все. Надеюсь, я ответил на вопрос, который прозвучал в начале статьи, и теперь, проходя по улице Советской, любой коношанин может сказать, что он знает «с чего начиналась Коноша».
Олег Королев. г.Вологда
avatar
Олег
почётный житель
почётный житель

Количество сообщений : 518
Возраст : 47
Географическое положение : Вологда
Очки : 387
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Статья Олега Королева "Станция Коноша на Чистом болоте"

Сообщение автор Nord_RU в Ср Сен 13, 2017 8:47 pm

Wink
avatar
Nord_RU
Admin
Admin

Количество сообщений : 788
Возраст : 32
Географическое положение : СПБ
Очки : 646
Репутация : 2
Дата регистрации : 2009-01-10

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Статья Олега Королева "Станция Коноша на Чистом болоте"

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения