Like/Tweet/+1
Поиск
 
 

Результаты :
 


Rechercher Расширенный поиск

Партнеры
Создать форум

Статья С.Н.Конина "Станция Горисница"

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Статья С.Н.Конина "Станция Горисница"

Сообщение автор Олег в Вт Фев 10, 2015 5:41 pm

В газете "Коношский курьер" №12 от 12.02.13 г. на стр.2 напечатана статья С.Н.Конина "Станция Горисница". Ниже привожу ее целиком.

Как все знают, урочище Горишница, любимое место коношских лыжников, названо так по речке Горишнице. А известно ли вам, что в старые времена она обозначалась как Горисница? Скажут: подумаешь, разница в одну букву, разве это может иметь какое-то значение? Ещё как может. Дело в том, что наша станция Коноша первоначально именовалась как Горисница!

Бывший коношский железнодорожник и депутат, ныне житель Вологды Олег Королёв ведёт большую исследовательскую работу по истории Северной железной дороги и нашей станции. Особенно богатый «урожай» архивных документов по этой теме он собрал в 2012 году.

В числе таких документов - проектный перечень станций 1895 года. В том проекте станции Коноша нет вообще! Она и не планировалась, как и станции Вандыш и Лухтонга.

В проекте 1895 года значились, например, станции Грихнев Пал в Вохтоме и Иванова Гора (район Перхина). Но ни та, ни другая станции не появились, зато между ними обозначилась ст. Горисница на р. Гориснице.

В «Пояснительной записке» к плану железной дороги названы станции Кубино и Горисница. Кубино - это в дальнейшем Харовская. Появились в плане уже и станции Лухтонга и Вандыш. А название ст. Горисница в плане через какое-то время было зачёркнуто и исправлено карандашом на ст. Коноша.

Где же первоначально планировалась ст. Горисница-Коноша? Ведь речка Горишница довольно длинная и нигде не пересекает железную дорогу.

Сравним данные двух «Перечней продольного профиля 2-го участка строительства ж.д.» за 1895 и 1896 годы:

Ст. Коноша: 1895 год - отсутствует; 1896 год - 199 верста от Вологды.

Река Горисница: 1895 год - 205 верста; 1896 год - 201 верста и т.д.

Разница в расстоянии между двумя годами - четыре версты, то есть в ходе строительства ж.д. путь от Вологды сократился на четыре версты. 199-201 верста - это и есть место станции Горисницы, ставшей Коношей.

Но и это ещё не всё. В некоторых ранних документах значится иной ориентир для ст. Горисница.

Олег Королёв, выясняя местонахождение ст. Горисница-Коноша, обнаружил в архивах Санкт-Петербурга документы, проливающие новый свет на историю появления нашей станции Коноша. Он сообщает:

«По поводу первоначального размещения ст. Горисница сошлюсь на "Записку к проекту расположения станций и организации служб" (М., 1895 г.). К записке прилагается "Таблица расчета виртуальной длины перегонов Вологодско-Архангельской жел. дор.", в которой планируется расположить станцию Горисница на 206 версте плюс 400 саженей. В этом же деле имеется "Схема расположения станций по предварительной профили и вновь предлагаемого", в которой ст. Горисница также планируется на 206,8 версте.

По документам, станцию Горисница планировалось расположить в 35 верстах от ст. Лухтонга и в 36 верстах от ст. Вандыш, т.е. примерно посередине. Взяв схему СЖД, определяем (в километрах от Москвы), что середина между Лухтонгой (на 677 км) и Вандышем (на 749 км) располагается на 713 км, иначе говоря, в районе нынешнего разъезда Ширихановский, который на этой схеме указан на 711 км. Еще одним аргументом, указывающим на то, что первоначально ст. Горисница, переименованная затем в ст. Коноша, должна была быть расположена в районе Ширихановского, является "Список железнодорожных станций... " (Государственный архив Архангельской области). В этом "Списке... " ст. Коноша указана на 207 версте от Вологды и при ней имеется казарма. Сравнение этого списка с "Ведомостью линейных построек... II участка" (С.-Петербург) показывает, что казарма, упомянутая в "Списке...", находилась севернее нынешней ст. Коноша на 6,6 км. А так как ст. Коноша согласно схеме СЖД находится на 705 км, то, прибавляя 6,6 км, в итоге получаем 711,6 км. Как уже сказано выше, на 711 км от Москвы находится Ширихановский».

Возникает вопрос, который я и задал доке-Олегу: как же могли планировать станцию на 711 км, если там нет воды для паровозов? Впрочем, речка Горишница с её горками на северо-восточной окраине Коноши - это не вся Горишница. Она же, как это видно по карте, протекает и в районе разъезда Ширихановский.

Олег добавил: «Там, где в речках было мало воды и ее не хватало для расчетного водоснабжения, устраивались плотины и искусственные водоемы. А там, где не было воды на поверхности, ее добывали из-под земли. Так, например, водоснабжение на станциях Вологда, Емца, Левашка осуществлялось из артезианских колодцев (РГИА, ф.350, оп.41)».

А уже в 1896 году название Горисница заменено на Коношу и местом её расположения в проектах обозначена уже 199 верста (705 км). Это и есть наша станция Коноша.

Сергей Конин
avatar
Олег
почётный житель
почётный житель

Количество сообщений : 518
Возраст : 47
Географическое положение : Вологда
Очки : 387
Репутация : 3
Дата регистрации : 2008-10-08

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения